Медведев обсудит с экспертами "открытого правительства" механизмы работы
17 апреля 2012 года
Президент России Дмитрий Медведев во вторник на четвертой расширенной встрече в формате "открытого правительства", которая пройдет в Международном мультимедийном пресс-центре , обсудит механизмы работы этой новой системы.
По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, входящего в экспертный состав рабочей группы "открытого правительства", заседание 17 апреля в некотором смысле можно назвать итоговым.
Медведев, который вероятнее всего в мае займет кресло премьера, еще осенью представил проект новой - по сути двухпалатной - конфигурации правительства. Избранный президент РФ Владимир Путин неоднократно подтверждал свои намерения выдвинуть на пост главы правительства Дмитрия Медведева после своей инаугурации 7 мая.
Согласно планам, традиционный "узкий" кабинет в будущем может дополнить "большое" или, как его стали называть позже, "открытое" правительство с участием представителей гражданского общества.
С экспертами, задействованными в работе над проектом "открытого правительства", Медведев встречался уже трижды. Темой первой встречи в подмосковном Сколково стала кадровая реформа госслужбы, второй, состоявшейся в ситуационном центре ГИБДД - борьба с коррупцией. Третья встреча прошла на площадке Российской биржи и была посвящена вопросам развития конкуренции.
Сценарий таких мероприятий предполагает презентацию главе государства пакета инициатив, подготовленных экспертным сообществом.
МОДЕЛЬ "ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА"
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов представит доклад о задачах "открытого правительства". По его мнению, модель "открытого правительства" может быть представлена в виде нескольких форм.
"Первое - экспертные советы, ядро которых фактически в постоянном режиме работает с председателем правительства, руководителями основных ведомств. Второе - широкий формат экспертных советов, это очень важно с той точки зрения, чтобы было учтено мнение гораздо более широкого круга экспертов", - сказал Кузьминов.
Он считает, что и общественные советы министерств и ведомств должны продолжить существование, но в новом виде.
"Новый формат общественных советов должен формироваться не ведомствами, при которых они работают, а правительством или большим экспертным советом при председателе правительства", - убежден ректор.
Четвертой составляющей он назвал взаимодействие в рамках интернета. Речь идет о краудсорсинге. "Ведомствам предстоит это освоить. Это формирование дискуссионных групп по ключевым вопросам нормотворчества ведомств, публикация основных стандартов государственных услуг и административных регламентов работы ведомств на сайтах, чтобы люди могли не просто знать, как добиваться своего, а следить, правильно ли с их интересами чиновники работают", - пояснил Кузьминов.
Он убежден, что механизмы открытого правительства станут площадкой для отбора кадров, пополнения органов исполнительной власти.
В работу "открытого правительства" следует вовлекать предпринимателей, представителей гражданского общества, средств массовой информации, муниципалитетов, отметил ректор.
Объединение чиновников и бизнесменов, общественных деятелей и журналистов предполагается превратить в постоянный совещательный орган. Новый формат должен способствовать совершенствованию методов правительственной работы с налаживанием, в частности, механизмов обратной связи и социальных лифтов.
Формированием "открытого правительства", определением его конфигурации, функций и полномочий занимается рабочая группа во главе с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым. Его заместителями стали помощник президента Аркадий Дворкович и советник президента Михаил Абызов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ
Главред радиостанции "Эхо Москвы" намерен представить в ходе встречи свои инициативы о работе открытого правительства, касающиеся взаимодействия общества и власти. При этом он не ждет судьбоносных решений в рамках этого мероприятия, поскольку перенастройка государственной власти - "это очень длинная, тяжелая работа и болезненная, в том числе для всего класса бюрократии".
"Я думаю, что Дмитрию Анатольевичу было бы интересно послушать наблюдателя, который не входит ни в какие структуры власти, ни в какие партии, а является человеком, который следит за общественным мнением. В этой связи мой посыл будет о взаимоотношениях так называемого открытого правительства и общества, ждет ли оно чего-то от открытого правительства, знает ли оно что-нибудь о нем, понимает", - сказал Венедиктов .
Медведев сам признавал наличие в России кризиса доверия общества к власти и высказывал мнение, что бороться с этим необходимо с помощью диалога на всех уровнях, в том числе и самых высоких: президентском, правительственном, министерском.
МНЕНИЯ ПОЛИТОЛОГОВ
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин назвал отличительной особенностью ныне формирующейся исполнительной вертикали "декларированное и акцентное взаимодействие с экспертным сообществом и упор на публичное обсуждение проектов законов, инициатив, которые будет реализовывать это новое открытое правительство". С одной стороны в этом он видит позитивные моменты.
"Другая сторона медали состоит в том, что открытому правительству, так или иначе, придется столкнуться с таким явлением как коррупция и лоббизм, которые такой открытости не приемлют, и мне кажется, что очень быстро открытое правительство вернется к прежним методам работы с населением, публикой, экспертами, да и друг с другом", - добавил Мухин.
Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев ранее в интервью сообщил, что пока трудно судить, насколько эффективно сможет работать "открытое правительство".
"Можно сказать одно: деятельность открытого правительства сегодня почти герметически изолирована от широкого протестного движения, которое, собственно, и является главным двигателем запроса на изменение в политической системе. И с этой точки зрения, пока такой смычки не произошло, открытое правительство как таковое не может рассматриваться как важный самостоятельный двигатель необходимых институциональных изменений в стране", - добавил Дмитриев.
Что касается технологий краудсорсинга, то, по словам политолога, они себя положительно зарекомендовали в других странах.
"В этом плане подобные инициативы, безусловно, являются позитивными, но дело в том, что без развития подлинной политической конкуренции и демократизации политической системы они во многом будут носить имитационный характер", - отметил Дмитриев.