Комитет ГД рекомендовал во II чтении законопроект о контрактах на строительство дорог
3 апреля 2012 года
Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять во втором чтении правительственный законопроект, который дает возможность заключения комплексных контрактов с использованием механизма концессии на строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры.
Соответствующие изменения предлагается внести в федеральные законы "О концессионных соглашениях", "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Законопроектом предусматривается право публичной стороны (концедента) принимать на себя обязательства по возмещению концессионеру расходов, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объекта.
Согласно законопроекту, частный подрядчик (инвестор) проектирует и строит объекты транспортной инфраструктуры за счет собственных или привлеченных средств, а затем в течение длительного периода эксплуатации управляет объектом, обеспечивает его содержание и ремонт. При этом заказчик начинает осуществлять выплаты подрядчику (концессионеру) после ввода в эксплуатацию построенного объекта. Платежи подрядчику осуществляются регулярно равными долями, рассчитанными при заключении контракта.
Заместитель министра транспорта Олег Белозеров, принимавший участие в заседании комитета, пояснил: "У нас на сегодняшний момент разорваны все три цикла. Отдельно проектирование, отдельно строительство, отдельно содержание дорог. Строится дорога по разработанному проекту. Она построена, мы подписали акт сдачи-приемки, провели еще один конкурс, на эксплуатацию дороги. Через два года образовалась колейность. Мы приглашаем строителей, и говорим: "Коллеги, у вас гарантийные обязательства". А они говорят:"Спрашивайте с тех, кто содержит эту дорогу". Приходим к тем, кто содержит, они начинают нас отсылать назад. Здесь же предусматривается иной вариант, когда государство оплачивает услугу не строительства, не разрозненный этап, а полный цикл, конечный результат".
Законопроектом предусмотрено право заключения трехсторонних соглашений между концедентом, концессионером и кредиторами. "Сейчас у нас есть только прямое соглашение в законодательстве, прописанное между нами и концессионером. Зарубежная практика подразумевает, что может быть трехстороннее соглашение с кредитором, который заинтересован в том, чтобы данный проект был реализован, поскольку он долгосрочный", - сказал Белозеров.
Предполагается, что в случае некачественного выполнения работ, организация, создавшая и эксплуатирующая объект, будет вынуждена начать ремонт ранее установленных сроков или выплачивать неустойку за необеспечение требований к качеству и потребительским свойствам объекта, определенных контрактом.
"Мы выставляем весь спектр технических требований, которые на сегодняшний момент у нас существуют, и выставляем еще дополнительную таблицу по снижению платежей при несоответствии услуги описанию в концессионных требованиях. Если концессионер не выполняет в полной мере свои обязательства, то платежи будут меньше", - сказал замминистра.
Также предусматривается возможность замены лица по концессионному соглашению в случае, если концессионер не выполняет свои обязательства по договору.
Законопроектом устанавливается срок подачи документов для регистрации прав собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения - один месяц. Предоставляется возможность учреждениям, которым на праве оперативного управления принадлежит имущество, участвовать в обязательствах по концессионному соглашению на стороне концедента.
Как сообщил глава комитета Игорь Руденский, ко второму чтению на законопроект поступило 38 поправок, 18 из них попали в таблицу рекомендуемых к принятию.
По словам Руденского, ко второму чтению законопроект дополняется положениями, регламентирующими порядок заключения концессионного соглашения с имуществом, принадлежащим на праве оперативного управления государственному бюджетному учреждению. Также уточняются положения, регулирующие возмещение государством инвестору расходов, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией автодорог и иных объектов транспортной инфраструктуры. В законопроекте уточнен перечень критериев и порядок оценки конкурсных предложений.