Алтайский театр драмы привез "Мамашу Кураж" Брехта на "Золотую маску"
8 апреля 2012 года

Спектакль Алтайского театра драмы "Мамаша Кураж и ее дети" покажут в воскресенье в рамках фестиваля "Золотая Маска" на сцене МХТ.

Самую знаменитую пьесу немецкого классика драматургии Бертольда Брехта поставил молодой режиссер Роман Феодори.

У пьес Брехта в России непростая судьба - своеобразные по форме, требующие определенной манеры актерского существования, построенные не на жизнеподобии, а на подчеркнутой условности, они как будто сопротивляются русской театральной школе. В истории российского театра, в ее "золотом фонде" есть знаменитые спектакли по Брехту - в первую очередь, вспоминается "Добрый человек из Сезуана" Юрия Любимова эпохи легендарного расцвета Театра на Таганке. Но их не так много.

В последние годы заметных постановок по Брехту мало - это кажется странным, ведь его пьесы, социально-заостренные, исследующие человека в обществе, темы идеологии, власти, войны, государства и компромисса, очевидно рифмуются с метаморфозами, происходящими в современном российском обществе. "Мамаша Кураж" Феодори в Алтайской драме стала событием и попала в конкурсную программу "Золотой маски" в двух номинациях: "спектакль большой формы" и "работа режиссера".

По сюжету пьесы, маркитантка Анна Фирлинг, мать троих взрослых детей, следует со своим фургоном по следам войны. Военные действия не только и не столько бедствие, сколько выгодный бизнес - война обогатила мамашу Кураж, главная цель которой - спасти, защитить и обеспечить своих детей любыми, доступными средствами. Моральная коллизия подана в пьесе жестко и трезво. Компромисс, позволяющий выжить, дает лишь иллюзию счастливого исхода. По Брехту, по счетам всегда приходится платить, и расплата всегда жестока и неотвратима.

"Мне кажется, война - это среда, в которой человек существует ежедневно - на работе, на улице, в очереди, в магазине. Война - это естественное самочувствие человека в любой период его жизни. Брехт немножко обостряет эту ситуацию, чтобы лучше выявить характер главного персонажа", - считает Роман Феодори.

Для режиссера Романа Феодори эта история стала поводом поговорить о компромиссе, о конфликте между желанием жить, безотчетным стремлением к благополучию и совестью, человечностью, теми качествами, которые, борясь с инстинктами, делают нас человеком.

"Главный вопрос - где заканчивается адаптация и начинается приспособленчество. До какого момента конформизм безопасен, адекватен, а на какие вещи невозможно соглашаться ни в коем случае. Для самого Брехта, мне кажется, компромисса не существовало. Он считал, что с несправедливостью нужно бороться до последнего. А если не борешься, то принимаешь в ней участие, вершишь ее, и тогда тебе воздастся", - говорит Феодори.

По мнению режиссера, в театре Брехта актер не должен быть адвокатом своего персонажа. Брехт относился к своим героям достаточно беспощадно.

"Мне кажется, что Брехт считает порочной психологию мамаши Кураж. И, несмотря на то, что она все время говорит, что идет на сделки ради детей, в финале автор разоблачает ее. Когда у нее погибает последний ребенок, она встает и точно также тянет вперед свою телегу. Может быть, человеческая суть такова, что все время надо двигаться, приспосабливаться, превращаясь в животное", - размышляет режиссер.

Брехт ввел в театр понятие "отстранения", предполагающее приоритет интеллектуального над чувственным, непосредственное приглашение зрителя к размышлению.

"Тут есть серьезная опасность: в момент, когда у зрителя включается эмоция, у него абсолютно выключается мозг. Он не может думать, когда чувствует, переживает. А эта история должна быть абсолютно холодной. Сама мысль, которую ты читаешь с площадки, должна настолько потрясать, что от этого должна рождаться эмоция", - говорит Роман Феодори.

Работая над спектаклем, Роман Феодори решал сложную задачу, связанную с поиском подходящего для такого текста способа актерской игры. Путь к цели шел через лабораторные работы.

"Мы два с половиной месяца занимались импровизациями, пробами и этюдами. В советское время были агитбригады, и мы оттолкнулись от этой формы. Мы делали плакаты. То есть, например, есть лозунг "Делу - время, а потехе - час". Мы делали этюд, в конце которого должна родиться эта мысль. Дальше мы стали делать антиплакаты. В агитке написано "Все для фронта, все для победы", а мы говорим - не нужен фронт, не нужна победа, я выживу один. Весь спектакль мы пытались сделать в такой плакатной, намеренно плоской манере. Через это и рождался способ отстранения", - рассказал режиссер.

Драматургия Брехта, заставляющая зрителя думать, не увлекающая его прекрасной иллюзий или психологическим кружевом, для российского зрителя - определенное испытание. Пьеса Брехта это всегда риск показаться скучным и быть неуслышанным. По словам режиссера, спектакль, существующий полтора года, пережил разные стадии отношений со зрителем, но сейчас появилась своя, чуткая, аудитория.

"Вначале спектакль шел непросто. Зритель не привык к подобным историям. Но иногда я видел, что зал включается. Когда я вернулся в театр через год, оказалось, что спектакль вдруг стал продаваться. Стали приходить неслучайные и чуткие люди. Не знаю, с чем это связано - с обстановкой в стране или с тем, что у людей появился спектакль, на котором они могут о чем-то подумать, поговорить. Аплодисменты стали возникать не в моменты эмоционального всплеска, а в странных, смысловых, монологах", - рассказал режиссер.

Роман Феодори - выпускник Академии театрального искусства Санкт-Петербурга (мастерская Г.Р. Тростянецкого). Работал в театрах Петербурга, Владимира, Таллинна, Орла участвовал во многих фестивалях, связанных с современной драматургией. Был главным режиссером Алтайского театра драмы им. В.М. Шукшина. В 2011 году возглавил Красноярский театр юного зрителя. Его спектакли - "Derevni.net", поставленный в Барнауле, и "Наташина мечта" в ТЮЗе, участвовали во внеконкурсной программе "Золотой маски" - "Новая пьеса". В конкурсе спектакль молодого режиссера участвует впервые.