Защита таджикского бизнесмена Джураева опасается, что в России его похитили
30 марта 2012 года
Защита экс-депутата и бизнесмена Низомхона Джураева, обвиняемого в Таджикистане в хищении государственных средств в особо крупных размерах и организации преступной группировки, сообщает о его исчезновении и опасается, что его похитили после выхода из СИЗО в Зеленограде, заявила в пятницу агентства РАПСИ/rapsinews.ru адвокат предпринимателя Анна Ставицкая.
Щелковский городской суд Московской области в конце февраля заключил Джураева под стражу по делу о покушении на убийство его соотечественника в России. Это прозошло сразу после того, как истек срок его задержания по делу, возбужденному в Таджикистане.
"Накануне мне сообщили, что его собрались выпускать из Зеленоградского СИЗО, я приехала так быстро, как могла, но мне сообщили, что он уже вышел. При этом мне предъявили бумаги из следственного отдела Щелково, из которых следует, что он не подозревается в покушении, а обвиняется в угрозе убийством по статье 119 УК РФ", - рассказала адвокат.
Она пояснила, что данная статья позволяет не применять такую исключительную меру, как арест, и поэтому ее клиента отпустили под подписку о невыезде.
"И больше я его не видела, информации о том, где он, нет. Я думаю, что его могли похитить", - считает защитник.
Она добавила, что после пропажи ее клиента она направила заявление в Европейский суд по правам человека, который ранее запретил экстрадицию Джураева из России в Таджикистан.
"До 2 апреля российские власти обязаны ответить ЕСПЧ, что случилось с Джураевым", - сказала Ставицкая.
По мнению защитника, новое дело о покушении на убийство является заказным, "проплаченным либо заказанным таджиками, чтобы если его не экстрадировать, то посадить здесь надолго".
РАПСИ/rapsinews.ru не располагает подтверждением данной информации от правоохранительных органов.
По данным правоохранителей Таджикистана, бывший депутат совета Согдийской области (север республики) и бывший гендиректор Исфаринского химического завода "Кимие" Низомхон Джураев организовал преступную группировку, члены которой якобы причастны к убийству заместителя Генпрокурора республики Толиба Бобоева в 1999 году. Также они обвиняются в бандитизме, незаконном хранении огнестрельного оружия и отмывании денег, полученных криминальным путем.
Следователи Таджикистана установили, что группировка нанесла государству ущерб в 38 миллионов сомони (свыше 11 миллионов долларов), часть из которых является ущербом от уклонения от уплаты налогов, другая - хищениями и растратой. На счету группировки также незаконная приватизация 16 государственных объектов, которые уже возвращены в собственность государства.
Верховный суд Таджикистана в июне 2009 года приговорил более 30 членов группировки к срокам заключения от десяти до 25 лет. Самого Джураева власти объявили в международный розыск.
В августе 2010 года российские власти по запросу Душанбе задержали Джураева в Москве, а в феврале 2011 года Генпрокуратура РФ постановила экстрадировать бизнесмена в Таджикистан. Между тем Джураев подал ходатайство о предоставлении ему политического убежища в России.
В то же время правозащитная организация Amnesty International обратилась к российским властям с просьбой не экстрадировать Джураева, так как на родине он может подвергнуться пыткам.
Кроме того, во время судебных заседаний в Мосгорсуде со стороны защиты бизнесмена выступили несколько свидетелей, которые заявили о многочисленных случаях истязаний заключенных в таджикских тюрьмах.
Один из свидетелей, представившийся бывшим сотрудником таджикской прокуратуры и гособвинителем по делу Джураева, заявил, что Россия ранее уже экстрадировала в Таджикистан одного из фигурантов этого дела по фамилии Адилов, которого местные власти якобы пытали для получения показаний против Джураева.