Улюкаев предлагает возвращать налогоплательщикам сверхдоходы резервных фондов
19 марта 2012 года

Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев предлагает в случае пополнения резервных фондов на большую величину, чем установлено законом о бюджете, возвращать эти средства налогоплательщикам. Об этом говорится в статье Улюкаева "Романс финансов", опубликованной в понедельник в газете "Ведомости".

"Предлагаю дополнить фискальный механизм инструментом отрицательного налогового трансферта: если резервные фонды пополняются фактически на большую величину, чем установлено законом о бюджете, эти средства возвращаются налогоплательщикам. Как конкретно, можно обсуждать: по всем ли налогам, по всем ли категориям налогоплательщиков, в равной сумме или пропорционально уплаченному налогу и так далее. Я лично за то, чтобы это были, прежде всего, налоги на труд - НДФЛ и единый социальный налог", - пишет Улюкаев в авторской статье.

Улюкаев согласен с разработчиками стратегии-2020 в том, что необходим возврат к прежней ставке и способу администрирования единого социального налога (ЕСН), а также в том, что необходим, по крайней мере, 10-летний мораторий на это самое реформирование.

"С точки зрения реформирования налоговой системы я бы предложил после небольших элементарных корректировок (возврат к прежней ставке и прежнему способу администрирования единого социального налога МНС (министерством налогов и сборов), унификация ставки НДС, отмена некоторых налоговых льгот для бизнеса, повышение акцизов на газ, алкоголь и табак) ввести мораторий на это самое реформирование хотя бы лет на десять и сосредоточиться на текущей работе по улучшению налогового администрирования, снижению транзакционных издержек налогоплательщика, связанных с избыточностью отчетности, множественностью субъектов администрирования и другие", - пишет Улюкаев.

Он считает, что необходимо создание собственной доходной базы для субъектов местного самоуправления. Так, необходимо изменить практику оплаты налога на доходы физлиц - не автоматически по месту работы, а осознанно по месту жительства.

"В идеале, конечно, следовало бы изменить практику уплаты НДФЛ - не автоматическое удержание "у кассы" по месту работы, а осознанная уплата гражданами по месту жительства (или по любому избранному налогоплательщиком месту налоговой регистрации), где гражданин и является бюджетным бенефициаром, пользуется бюджетной услугой. Кроме того, это имущественные налоги. Мощная база собственных доходов позволила бы финансировать естественные социальные мандаты территориального уровня: образование, здравоохранение, местное благоустройство, дополнительная социальная поддержка, полиция общественной безопасности.