Уголовное дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева
5 марта 2012 года
Президент России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре проверить законность и обоснованность обвинительных приговоров в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, сообщает в понедельник пресс-служба Кремля.
Ниже приводится справочная информация о деле ЮКОСа.
Бывший председатель правления ОАО "НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский был задержан правоохранительными органами 25 октября 2003 года. В этот же день управление информации и общественных связей Генпрокуратуры сообщило, что Ходорковскому предъявлено обвинение по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ: "мошенничество в крупном размере", "присвоение или растрата", "причинение имущественного ущерба собственникам путем обмана или злоупотребления доверием", "уклонение от уплаты налога физическим лицом", "уклонение от уплаты налога организацией", "злостное неисполнение решения суда" и "неоднократная подделка документов".
По мнению следователей, Ходорковский давал указания председателю совета директоров ЗАО "МФО "Менатеп" Платону Лебедеву относительно хищения 20% акций компании "Апатит" (в результате чего ущерб государства составил 283 миллиона долларов) и перепродажи продукции компании на мировом рынке по ценам, вдвое превышавшим отпускные внутрироссийские цены (ущерб государства - 220 миллионов долларов). Также Ходорковский и Лебедев вместе якобы организовали схему уклонения ЮКОСа от налогов через ЗАТО "Лесное" и другие внутренние офшоры векселями этой нефтяной компании (ущерб государства - 550 миллионов долларов). Помимо этого, Ходорковский в 1998-1999 годах, получив патент ПБОЮЛ, заключил соглашение о консультировании некоей иностранной компании и вместо подоходного налога заплатил лишь вмененный налог для ПБОЮЛ, сэкономив таким образом на уплате налогов, указывали в следствии.
Платон Лебедев был задержан 2 июля 2003 года по подозрению в хищении принадлежавших государству 20% акций мурманского ОАО "Апатит" на сумму 283,1 миллиона долларов. Основанием для возбуждения уголовного дела и задержания Лебедева стали материалы проверки, проведенной Генпрокуратурой по запросу депутата Госдумы, заместителя председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Юдина. Лебедеву предъявили обвинения по трем статьям Уголовного кодекса РФ: "хищение чужого имущества, путем обмана, в составе организованной группы, в крупном размере"; "злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда представителями коммерческой организации"; "причинение имущественного ущерба собственникам путем обмана, при отсутствии признаков хищения, совершенное организованной группой, в крупном размере".
Позже ему были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, неоднократно; уклонении физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенном в особо крупном размере; а также в подделке официальных документов, совершенном неоднократно, и присвоении или растрате чужого имущества организованной группой в крупном размере.
1 апреля 2004 года Генпрокуратура РФ обнародовала подробности обвинения, предъявленного Лебедеву. Следствием было установлено, что Лебедев, занимая должности президента ОАО "КБ "Менатеп" и члена советов директоров ЗАО "МФО "Менатеп" и СП "Рашн Траст энд Трэйд" (РФ-Швейцария), в 1994 году вошел в организованную группу лиц, созданную и руководимую Михаилом Ходорковским с целью завладения акциями предприятий РФ в период проведения приватизации, причем мошенническим путем, и совместно с Ходорковским руководил этим, признанным следствием преступным, процессом.
8 июня 2004 году Мещанский районный суд Москвы принял решение об объединении уголовных дел в отношении Ходорковского и Лебедева.
31 мая 2005 года Ходорковский и Лебедев в рамках объединенного дела были приговорены Мещанским райсудом к 9 годам лишения свободы каждый. Кассационным определением Московского городского суда от 22 сентября 2005 года срок был снижен до 8 лет. Они были признаны виновными по шести статьям УК, в том числе в мошенничестве, хищении денежных средств у государства, хищении ценного сырья апатитового концентрата в крупных размерах, нескольких неисполнениях решений арбитражных судов, уклонении от уплаты налогов с физических и юридических лиц.
В октябре 2005 года Ходорковский был этапирован в колонию ЯГ 14/10 в городе Краснокаменск Читинской области, Платон Лебедев был этапирован в колонию, расположенную в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. В декабре 2006 года оба были переведены в СИЗО Читы.
5 февраля 2007 года Ходорковскому и Лебедеву были предъявлены новые обвинения по двум статьям Уголовного кодекса РФ: статье 160 - хищение путем присвоения, статье 174 - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества. 9 февраля 2007 года Генпрокуратура конкретизировала свои обвинения. Фигурантам вменялось хищение акций дочерних организаций ОАО "Восточная нефтяная компания" в ноябре 1998 года, переоформленных позже на ряд зарубежных офшорных компаний. Кроме того, по версии следствия, в 1998-2004 годах Лебедев и Ходорковский участвовали в хищении нефти ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть". Нефть с этих предприятий они якобы сначала покупали по себестоимости (под видом так называемой "скважинной жидкости"), а затем через подконтрольные фирмы продавали по цене, завышенной примерно в 3-4 раза. Общая сумма похищенной нефти, по версии Генпрокуратуры, превысила 850 миллиардов рублей, из которых было легализовано 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов.
1 июля 2008 года стало известно, что Следственный комитет при прокуратуре предъявил Ходорковскому и Лебедеву обвинение в хищении почти 350 миллионов тонн нефти, а также в отмывании 487 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов.
16 июля 2008 года защита Ходорковского подала в суд ходатайство об условно-досрочном освобождении подзащитного, но 21 августа Ингодинский суд Читы отказал в этом. По заявлению прокурора Алексея Федорова, "Ходорковский не раскаялся в содеянном и не встал на путь исправления".
16 февраля 2009 года замгенпрокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по новому уголовному делу в отношении Ходорковского и Лебедева. Согласно сообщению Генпрокуратуры, в ходе предварительного следствия было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК ЮКОС" и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" в период с 6 ноября по 12 июня 1998 года на сумму 3,6 миллиарда рублей.
Кроме того, Ходорковский и Лебедев обвинялись в легализации похищенных акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" в 1998-2000 годах на ту же сумму, хищении путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, нефти ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК на сумму более 892,4 миллиарда рублей и легализации части этих средств в 1998-2004 годах в размере 487,4 миллиарда рублей и 7,5 миллиарда долларов.
Предварительные слушания по делу проходили с 3 по 17 марта в Хамовническом суде Москвы. В ходе заседаний защита заявила свыше 40 ходатайств, в том числе о прекращении уголовного дела, однако все они были оставлены без удовлетворения. Прокуратура просила сохранить Ходорковскому и Лебедеву меру пресечения в виде содержания под стражей, это ходатайство суд удовлетворил.
31 марта 2009 года Хамовнический суд Москвы начал слушания по существу по второму уголовному делу в отношении экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и главы МФО "Менатеп" Платона Лебедева.
21 апреля 2009 года Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, выступая в суде, отвергли все предъявленные им в рамках второго уголовного дела обвинения.
23 декабря 2009 года Верховный суд (ВС) РФ признал незаконным арест Лебедева 3 июля 2003 года в рамках первого уголовного дела в отношении экс-предпринимателя. Президиум Верховного суда постановил восстановить производство по уголовному делу в отношении Лебедева ввиду новых обстоятельств.
Этим постановлением ВС РФ удовлетворил представление председателя суда Вячеслава Лебедева о пересмотре судебных решений в отношении Платона Лебедева в связи с вынесенным в октябре 2007 года постановлением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Ранее Страсбургский суд счел, что несколько решений о продлении срока ареста Лебедеву были приняты с нарушением положений Европейской конвенции по правам человека, в связи с чем Россия была оштрафована на 10 тысяч евро. Это решение вступило в силу в июле 2008 года.
30 декабря 2010 года Хамовнический суд Москвы назначил Ходорковскому и Лебедеву наказание в виде 13,5 лет колонии. Однако поскольку Ходорковский и Лебедев не отбыли полгода наказания по первому приговору, то окончательно суд приговорил их к 14 годам.
С учетом первого приговора, по которому они получили восемь лет лишения свободы, и проведенного в заключении времени, срок их наказания истекал в 2017 году. Защита обжаловала приговор.
24 мая 2011 года Мосгорсуд смягчил на один год наказание Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. По подсчетам экспертов, они могут выйти на свободу в 2016 году. В этот же день международная правозащитная организация Amnesty International сообщила, что признала их узниками совести.
31 мая стало известно, что ЕСПЧ, рассмотрев жалобу Ходорковского по первому делу в отношении него, признал условия содержания бизнесмена в СИЗО после 2005 года и срок его заключения под стражу на время расследования и судебных слушаний нарушениями Европейской конвенции о правах человека. Кроме того, ЕСПЧ нашел ряд процедурных нарушений при аресте предпринимателя. Политической подоплеки в преследовании бизнесмена суд не усмотрел. В итоге он постановил взыскать с РФ 10 тысяч евро в пользу Ходорковского за нарушения его прав.
21 июня 2011 года стало известно, что Ходорковский доставлен в колонию номер 7 города Сегежа в Карелии. Лебедев отбывает наказание в колонии номер 14 города Вельска в Архангельской области.
27 июля 2011 года Вельский суд Архангельской области отказал Лебедеву в условно-досрочном освобождении. Оглашая решение, судья Николай Распопов, отметил, что "цели назначенного двумя приговорами московских судов наказания Лебедев еще не достиг". Защита Лебедева обжаловала это решение.
16 сентября 2011 года Архангельский областной суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу на отказ в условно-досрочном освобождении Лебедева. Защита Лебедева заявила о намерении обжаловать отказ в УДО в Верховном суде.
Ходатайство Ходорковского об УДО еще не рассматривалось, по данным адвокатов, оно находится в колонии города Сегежа.
13 сентября 2011 года ВС РФ удовлетворил надзорную жалобу на продление срока ареста Лебедеву. Таким образом, судебная коллегия признала незаконным одно из продлений ареста Лебедева и Ходорковского - на срок с 17 мая по 17 августа 2010 года.
ВС РФ 15 апреля уже признавал незаконным одно из продлений срока содержания под стражей Лебедеву и Ходорковскому - с 17 августа по 17 ноября 2010 года. По решению ВС РФ, незаконными признаны также последующие судебные акты, вынесенные по этому вопросу кассационной инстанцией 21 мая 2010 года и президиумом Мосгорсуда 24 июня 2010 года.
Суд также удовлетворил просьбу защиты о вынесении частного определения в отношении инициаторов и судей, причастных к вынесению и поддержке решения о продлении срока содержания под стражей. Как следует из резолютивной части определения, ВС РФ предлагает "обратить внимание председателя Мосгорсуда Егоровой на грубые нарушения закона, допускаемые при рассмотрении жалоб".
23 ноября 2011 года Ходорковского и Лебедева подали от имени своих клиентов жалобу в ЕСПЧ, касающуюся судебного процесса по их второму уголовному делу.
23 ноября 2011 года Лебедев обжаловал в Конституционном суде РФ порядок условно-досрочного освобождения. Лебедев просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы закона, согласно которым осужденному отказывают в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в случае его отказа от раскаяния в совершенном деянии и от добровольного возмещения ущерба, установленного обвинительным приговором.
29 ноября 2011 года защита Ходорковского обжаловала председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой в надзорном порядке приговор Хамовнического суда Москвы, по которому бывший бизнесмен получил 14 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки.
13 декабря стало известно, что защита Лебедева обжаловала в надзорном порядке приговор Хамовнического суда Москвы, по которому Лебедев и Ходорковский получили по 14 лет колонии за хищении нефти и отмывание выручки.
30 января 2012 года руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева сообщила, что председатель Мосгорсуда Ольга Егорова отклонила поданные Ходорковским и Лебедевым надзорные жалобы на приговор по второму уголовному делу.
24 февраля 2012 года стало известно, что адвокаты Ходорковского и Лебедева подали в Верховный суд РФ совместную надзорную жалобу на приговор по их второму делу.
2 марта 2012 года стало известно, что Конституционный суд (КС) РФ признал конституционной часть 1 статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ, с жалобой на которую в ноябре 2011 года обратился Лебедев.
В декабре 2011 года Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ одобрил рекомендацию для Дмитрия Медведева инициировать пересмотр приговора по второму делу в отношении Ходорковского и Лебедева.
СПЧ рекомендовал Медведеву обратиться к генеральному прокурору с инициативой обжаловать второй приговор по делу ЮКОСа, а также в Следственный комитет (СК) РФ для возобновления расследования.
5 марта 2011 года Президент России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре проверить законность и обоснованность обвинительных приговоров в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева и экс-главы службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина.
ДЕЛО ЮКОСА В СТРАСБУРГЕ
Компания ЮКОС обратилась в ЕСПЧ в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые расценила как незаконный отъем собственности. ЮКОС добивается от РФ возмещения более 98 миллиардов долларов.
Арбитражный суд Москвы в 2004-2005 годах взыскал с ЮКОСа в общей сложности более 300 миллиардов рублей задолженности по уплате налогов за 2000-2004 годы, а летом 2006 года нефтяная компания была признана банкротом. Кроме того, Арбитраж Москвы отказал в иске ЮКОСа о признании недействительным аукциона по продаже Юганскнефтегаза ("дочки" компании) и возмещении ему 388,3 миллиарда рублей убытков. Аффилированные с ЮКОСом компании также безуспешно судились в арбитражных судах в регионах РФ.
В конце января 2009 года ЕСПЧ признал жалобу ЮКОСа приемлемой в части принудительного исполнения налоговых решений, включая продажу "Юганскнефтегаза" (для взыскания налогов был принудительно продан с торгов основной актив ЮКОСа - 76,79% акций ОАО "Юганскнефтегаз"), а также в части удвоенных налоговых штрафов.
Публичные слушания по этому делу ЕСПЧ провел в марте 2010 года. После них истцы выразили надежду, что решение будет принято уже в 2010 году, тогда как Россия потребовала отказать в рассмотрении жалобы.
На слушаниях представитель ЮКОС заявил, что российские власти незаконно начислили компании с 2000 по 2003 годы 19,6 миллиарда евро дополнительных налогов, пени и штрафных санкций, а "драконовское выполнение этих решений представляло собой экспроприацию".
Компания считает, что российские власти нарушили сразу шесть статей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статью протокола к Конвенции (статьи 1, 6, 7, 13, 14 и 18 Конвенции и статья 1 протокола №1).
Требования компании учитывают оценки стоимости, якобы "известные правительству через российские судебные процедуры". Это базовая стоимость акций ЮКОСа в "Юганскнефтегазе" - 19,6 миллиона евро, стоимость других активов и возмещение потерянной прибыли вследствие "экспроприации".
Власти РФ, в свою очередь, настаивают, что ЮКОС в 2000-2003 годах использовал налоговые схемы в обход российского законодательства. Компания пользовалась льготным налогообложением в некоторых российских регионах. Ответчик также утверждает, что аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" проходил строго в рамках закона.
20 сентября 2011 года ЕСПЧ частично признал действия российских налоговых органов в отношении ЮКОСа нарушением ее права на защиту собственности.
Рассмотрев жалобу ЮКОСа, ЕСПЧ признал Россию нарушившей статью 1 протокола №1 (защита собственности) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; при этом суд установил, что данные нарушения происходили в период с 2000 по 2001 год, тогда как ЮКОС просил признать нарушения с 2000 по 2003 год.
Вместе с тем, ЕСПЧ не усмотрел политической подоплеки в судебных разбирательствах.
21 декабря 2011 года стало известно, что компания ЮКОС обжаловала в Большой палате ЕСПЧ вынесенное в сентябре решение, в котором суд отказался признать процессы, приведшие к банкротству компании, политически мотивированными.