"Стратегия-2020" предполагает гарантированный доход и талоны на еду беднякам
14 марта 2012 года
Эксперты "Стратегии-2020" предлагают для сокращения социального неравенства и преодоления бедности раздавать малоимущим талоны на еду, увеличить пособия для детей из бедных семей, а также запустить программу минимального гарантированного дохода, говорится в итоговом докладе "Стратегии".
Также документ предусматривает увеличение стандартных вычетов по НДФЛ до размера прожиточного минимума. Сейчас средний размер пособия для детей из бедных семей составляет 7% от прожиточного минимума ребенка, а универсальный вычет - всего 0,4% годового прожиточного минимума работника, на ребенка - 3% годового прожиточного минимума ребенка соответственно.
Также, по мнению экспертов, должна быть увеличена прогрессивность налоговой системы за счет введения налога на недвижимость и увеличения стандартных вычетов по НДФЛ, так как нынешняя налоговая политика не способствует сокращению неравенства.
Составители стратегии также предлагают для оценки эффективности этих мер раз в три года силами одного из ведущих аналитических центров готовить доклад о влиянии программ развития на неравенство и бедность.
БЕДНОСТЬ ПОДРЫВАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ
Несмотря на снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (абсолютное измерение бедности) с 29% в 2000 году до 13,1% в 2010 году социальная острота проблемы неравенства и бедности сохраняется. Эксперты "Стратегии" отмечают резкое снижение толерантности россиян к сложившейся системе социальных неравенств в посткризисных условиях. Также острота проблемы, по мнению составителей документа, объясняется существованием крайней, экстремальной бедности в стране и отсутствием механизмов, гарантирующих защиту от крайней бедности и бездомности.
Среди бедных увеличивается доля групп, где бедность наиболее опасна по своим социальным и экономическим последствиям, и прежде всего - в семьях с детьми и среди работающих. В общей численности домохозяйств семьи с детьми до 16 лет составляют 35%, тогда как среди бедных вес этой группы достигает 55%, а среди крайне бедных (имеющих менее половины прожиточного минимума) - 66%.
Это, по мнению экспертов, приводит к падению качества человеческого потенциала страны в будущем. Несмотря на существенный рост минимальной заработной платы около трети работников (24% на крупных и средних предприятиях и порядка 40% в малом бизнесе и нерегистрируемом сегменте занятости) получают заработную плату менее 1,5 прожиточных минимумов. Более того - почти каждый пятый работник получает заработную плату ниже прожиточного минимума. Это означает, что риск бедности для его семьи оказывается в 12,2 раза выше, чем для всех остальных.
Решить проблемы этой части бедных мерами социальной политики невозможно не только по причине бюджетных ограничений, но и в силу экономической нецелесообразности, так как в составе бедных растет доля экономически неактивного населения трудоспособного возраста. Это все приводит в городах к формированию массового "городского дна", ранее отсутствовавшего в российском обществе в таком виде и масштабе.
СЦЕНАРИИ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ
Эксперты "Стратегии-2020" предложили в документе четыре сценария решения обозначенных проблем. Каждый из этих вариантов базируется на общем списке мер, в который, помимо прочего входят запуск программы минимального гарантированного дохода и продуктовых талонов для защиты малоимущего населения от крайней бедности, введение статистического учета малоимущих, борьба с бездомностью, организацию регистрационного учета граждан вне зависимости от жилых помещений и ряд других.
Инерционный сценарий, предлагаемый экспертами "Стратегии" подразумевает, что система социальных лифтов, трансфертов населению и налоговая система остаются неизменными. Расходы на социальную политику фиксируются в процентах к ВВП. В этом случае эксперты не прогнозируют быстрого сокращения числа малоимущих, как это было в 2000-2007 годах. Также возможно, что число бедных вырастет за счет сползания к этому уровню новых слоев населения. Основным политическим вызовом данного сценария является самоуспокоенность элиты, так как "покупка" голосов пенсионеров обеспечивает хорошие результаты на выборах, а беднейшие слои населения пока относительно равномерно распределены между селом и городом и электоральной силы не представляют. При данном сценарии возможны рост социального недовольства нечиновного среднего класса, бедных семей с детьми (особенно живущие в крупных городах), то есть тех, на кого не распространяется основной объем социальной помощи государства. Кроме этого, эксперты не исключают риска роста социального недовольства традиционно опекаемых государством групп граждан в случае сокращения социальной помощи из-за ухудшения ситуации с бюджетом.
Следующий сценарий назван экспертами Уравнительно популистским. Основными мерами сценария являются введение прогрессивного подоходного налога и усиление регулирования рынка труда. В этом случае эксперты прогнозируют рост уклонения от уплаты налогов, и, следовательно, сокращение возможностей государства для помощи наиболее нуждающимся слоям населения. Также в числе опасностей составители документа называют сокращение формальной занятости, перевод работников на неполный рабочий день, чрезмерное развитие совместительства. Также есть опасение, что из-за того, что богатые будут больше уклоняться от уплаты налогов, в реальности из-за снижения прогрессивности налогообложения неравенство вырастет. Более жесткое регулирование рынка труда отрицательно скажется на занятости, в результате чего вырастут барьеры на вход на рынок труда. Основной политический риск данного сценария - неприятие его верхней частью среднего класса (в том числе работодателями), которая не приемлет идею прогрессивного подоходного налога на уровне идеологии и научилась эффективно обходить избыточно жесткие требования российского трудового законодательства.
Сценарий, который эксперты назвали Радикально-модернизационный сценарий подразумевает в первую очередь всестороннее "разблокирование социальных лифтов", а именно: максимальное дерегулирование ведения бизнеса; повышение доступности качественного образования для беднейших слоев населения и прочее. В налоговой сфере предлагается радикальное снижение тарифа страховых взносов, увеличение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ до прожиточного минимума, введение налога на недвижимость физических лиц, как способа сокращении имущественного неравенства. Основной риск данного сценария состоит в том, что он явно выходит за рамки сферы социальной защиты. Его реализация требует модернизации практически всех сторон общественной жизни и может сопровождаться значительными социально-политическими потрясениями.
Еще один сценарии - Умеренно-модернизационный - предполагает разработку новой методологии определения и измерения бедности и неравенства, ориентированной на развитие, снижение социальной напряженности, повышение международного статуса России, запуск мониторинга влияния этих мер на бедность и неравенство, формирование профилированной системы пособий, сочетающей принципы категориального подхода и контроля доходов. Эксперты находят, что данный сценарий реализуем в сложившихся институциональных условиях, он электорально привлекателен в отличие от масштабного реформирования в рамках предыдущего сценария, где неизбежно будут выигравшие и проигравшие. К недостаткам этого сценария эксперты стратегии относят рост бюджетных расходов и сохранения в системе расходов высокого удельного веса социальных выплат, предоставляемые без контроля доходов: покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, пособия по безработице и так далее.