Потребители в РФ не должны бояться отстаивать свои права в суде
15 марта 2012 года

Защита прав потребителей в судах поможет бороться с недобросовестными производителями и продавцами различных товаров в России, люди должны проявлять гражданскую активность и отстаивать свои права, полагает вице-президент Межрегиональной ассоциации общественных объединений потребителей "Северо-Запад" Вадим Рыжков.

"Люди должны понять, что отстоять свои права в суде не так уж и сложно, как это традиционно считается. Сегодня в Петербурге, да и в стране есть много обществ и организаций, так или иначе работающих с потребителями и защитой их интересов. Если человек обратится в любое из этих обществ, ему никогда не откажут в консультации и будут представлять его интересы. А это значит, что даже в случае проигранного дела ему не придется ничего платить за пошлины, экспертизы. Но чаще всего люди выигрывают. И тогда, помимо отстаивания своих принципов, получают и материальную выгоду", - рассказал Рыжков на пресс-конференции в петербургском медиацентре .

ПОТРЕБИТЕЛЬ, ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!

Неисполнение закона о защите прав потребителей пока носит тотальный характер, признал эксперт. Тем не менее, покупатель должен твердо знать свои права. Например, он должен помнит, что любой товар можно вернуть и потребовать либо его замену, либо возврат денег. Чем больше будет судебных решений в пользу покупателей, тем больше производители будут следить за качеством своих товаров и услуг, полагает Рыжков.

"Например, в аптеках пишут, что товары медицинского назначения не возвращаются. Это неправда, поскольку закон подразумевает, что практически любой некондиционный товар можно вернуть в течение гарантийного срока. Есть лишь небольшой перечень товаров, действительно не подлежащих возврату, но это, в основном, к сложной технике относится, к автомобилям", - пояснил Рыжков.

Как правило, когда покупатель приносит неисправный товар обратно в магазин, ему, в лучшем случае, дают форму для заявления, где прямо говорится о том, что товар будет направлен на экспертизу, и только по ее итогам будет принято решение.

"Не надо эти заявления заполнять! Не должен потребитель просить об экспертизе. Он имеет право потребовать замену товара либо возврат денег. Если не вернут, нужно с чеком, со всеми своими данными сразу обращаться к юристам. И идти в суд", - подчеркнул Рыжков.

АНТИРЕКЛАМА В ПОМОЩЬ

Еще одна проблема для потребителей - различные мошенничества, начиная от рассылок "чудодейственных средств" по почте и заканчивая рекламой небольших фирм, "предоставляющих" деньги за час, добавила к вышесказанному директор Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Галина Козловская.

"К сожалению, защита прав человека, пострадавшего от таких видов предпринимательства, пока невозможна - мы вынуждены это констатировать. Деньги на час у нас в стране не запрещено давать, торговлю БАДами правоохранительные органы называют гражданскими отношениями и состава преступления не находят", - сказала Козловская.

Для Петербурга эта ситуация стоит особенно остро, поскольку в городе традиционно проживает очень много пенсионеров, в том числе ветеранов войны, блокадников. Выходом из этой ситуации эксперт называет создание определенного информационного фона, где каждый мошенник в потребительской сфере высвечивался бы со всех сторон.

"Должна быть не только реклама, но и антиреклама, например: "Осторожно: быстрые деньги!" или "Осторожно: почтовые мошенники!". Чем больше говорить о таких случаях в СМИ, тем больше старики будут задумываться. И конечно, должна быть масштабная информационная работа по разъяснению законов. Люди своих прав все еще не знают", - добавила Козловская.

Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый по инициативе ООН 15 марта, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года.