Итоги и перспективы энергетического сотрудничества России и ЕС обсудили в Европарламенте
28 марта 2012 года
Обсуждению промежуточных итогов и перспектив энергетического сотрудничества между Россией и Евросоюзом, а также возникающих при этом проблем и способов их преодоления был посвящен прошедший в среду в Европарламенте круглый стол на тему "Укрепление энергетических связей между Россией и ЕС" с участием замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского и главы директората Еврокомиссии по энергетике Филиппа Лоу.
Стороны обменялись мнениями в отношении того, как совместными усилиями сконструировать "общую часть" энергетического будущего РФ и ЕС; как и в чем в чем уменьшить неопределенность ситуаций для поставщиков, инвесторов и потребителей энергоресурсов; как оценить реальный взаимовыгодный эффект от сотрудничества и уберечь его от разрушения теми или иными необдуманными решениями.
По мнению российской стороны, "детальному анализу должны быть подвергнуты те возможные перспективы и сценарии развития энергетики, которые основывались бы на поиске синергических эффектов от углубления сотрудничества РФ-ЕС", чтобы и специалистам, и общественности стало очевидным, как много оно может принести обеим сторонам, "если будут отброшены опасения ЕС относительно энергетической зависимости от России".
В этой связи замглавы Минэнерго РФ выразил обеспокоенность по поводу того, что попытки российских энергетических компаний приобрести европейские энергетические активы приводят к тому, что им "дают по рукам". В качестве примера Яновский привел "Газпром" и "Сургутнефтегаз", безуспешно попытавшихся приблизиться к конечным потребителям.
Отдельные же совместные проекты, например, в нефтепереработке являются скорее исключением, подтверждающим общее правило. Более того, по словам замминистра, даже уже имеющиеся у российских компаний активы в Европе, к сожалению, подвергаются возрастающим регулятивным рискам, наиболее существенный из которых возникает в ходе имплементации постоянно меняющегося на протяжении последних 15 лет энергетического законодательства ЕС.
С точки зрения российской стороны, и российские инвестиции в топливно-энергетический комплекс Европы, и европейские инвестиции в России, будь-то инфраструктурные активы или права по долгосрочным контрактам, должны быть надежно защищены от негативных изменений в законодательствах. При этом совместный бизнес российских и европейских компаний на территории и России, и Европы может иметь четкие перспективы только на условиях взаимности и уважения прав законных интересов инвесторов.
Это позволило бы обеспечить соблюдение действующих международных договоров государств-членов ЕС с Россией, а также норм Всемирной торговой организации.
Яновский отметил тот факт, что для защиты интересов иностранных инвесторов в России создан консультативный совет по иностранным инвестициям под руководством председателя правительства, предложив создать аналогичный орган при Еврокомиссии.
Вместе с тем замглавы Минэнерго РФ указал, что Третий энергетический пакет ЕС охватывает только вопросы построения внутреннего энергетического рынка Евросоюза и не может применяться для регулирования внешних энергетических отношений с участием стран, не интегрирующихся в ЕС.
По мнению российской стороны, эти внешние отношения должны быть урегулированы на взаимоприемлемой основе между ЕС и его странами-партнерами, включая Россию. При этом модель энергетического сообщества, предполагающая экспорт правил ЕС, не должна предлагаться как единственно приемлемая основа соответствующих отношений.
Оговорка же "пакета" о третьих странах создает дополнительный заградительный барьер на пути иностранных инвестиций в европейский ТЭК, что идет вразрез не только с идеологией открытого рынка, но и принятыми в международной торговле стандартами не дискриминации, указал замминистра.
В этой связи он отметил исключительную важность диверсификации маршрутов поставок энергоносителей в Европу, напомнив о совместных с ЕС проектах "Северный поток" и "Южный поток", исключающих какие-либо транзитные риски.
Вместе с тем Яновский указал на использование двойных стандартов и принятие дискриминирующих решений, препятствующих эффективному функционированию газопроводов OPAL и Nel, которые предназначены для дальнейшей транспортировки по территории Германии газа, поступающего по "Северному потоку".
Замминистра энергетики РФ выразил надежду, что стратегический уровень российско-европейских отношений позволит избежать дискриминации структурных проектов, обеспечиваемых российскими ресурсами, в том числе и в рамках рассматриваемого проекта регламента о трансъевропейских энергетических сетях.
События прошедшей аномально холодной зимы показали целесообразность создания совместной системы обеспечения надежного газоснабжения, предусматривающей и совместное ее проектирование, и развитие подземных хранилищ газа, и улучшение оперативного взаимодействия.
Говоря о сотрудничестве в электроэнергетике, Яновский сообщил о планируемом развитии межгосударственных связей энергосистемы Калининградской области России с энергосистемами сопредельных государств, что позволит существенно повысит надежность энергоснабжения потребителей, увеличить взаимные объемы торговли электроэнергией, сблизить энергорынки РФ и европейских государств.
Замглавы Минэнерго РФ приветствовал предоставление Еврокомиссии Советом ЕС мандата на переговоры с Россией по заключению соглашения о совместной работе в синхроном режиме энергетических систем РФ и стран Балтии, которое направлено на преодоление признаваемой и российской стороной, и европейскими партнерами недостаточности существующих договоренностей и механизмов взаимодействия в указанной сфере.
Для решения перечисленных проблем, по мнению российской стороны, прежде всего необходимо признать, что только поиск и согласование взаимо удовлетворяющих решений, их закрепление в международных договорах, является единственно возможным путем, который создает прочную основу для энергетического сотрудничества РФ-ЕС.
Ключевое значение при этом имеет заключение соглашения о сотрудничестве в реализации инфраструктурных проектов по экспорту природного газа из России в ЕС и совместной работе электроэнергетических систем. К сожалению, работа по проекту "пока буксует", также как и по энергетическому разделу нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, сообщил Яновский.
Он высказался также за налаживание регулярного и долгосрочного сотрудничества между регулирующими органами России и стран ЕС, в том числе с Европейским агентством по сотрудничеству регуляторов в сфере энергетики.
Кроме того, следует внести ясность в то, с кем в ЕС России следует договариваться по тем или иным энергетическим вопросам - Советом ЕС, советом министров энергетики стран ЕС, Еврокомиссией, Европарламентом, органами регулирования в энергетике или с отдельными странами и их регулирующими органами.
"Вызов времени подняться к новому качеству взаимоотношений России и ЕС", - указал Яновский. Он считает необходимым внести ясность в цели и ориентиры двустороннего долгосрочного сотрудничества, в этапы и условия развития и устойчивого функционирования работающей на цели сотрудничества энергетической инфраструктуры, в том числе трансграничной, а также предсказуемой и благоприятствующей сотрудничеству системы регулирования, которая затрагивает взаимоотношения РФ-ЕС в энергетической сфере, включая вопросы новых и ранее сделанных инвестиций.
В противном случае, по словам замглавы Минэнерго РФ, устойчивость энергетических отношений России и ЕС окажется уязвимой, подверженной влияниям "неизбежных турбулентностей" будущего экономики и энергетики.
Со своей стороны, генеральный директор директората Еврокомиссии по энергетике Филипп Лоу отметил важность политического диалога между РФ и ЕС для поддержания существующего уровня взаимодоверия в энергетике, указав на то, что все возникающие проблемы необходимо решать как на политическом, так и на коммерческом уровнях.
Что касается Третьего энергетического пакета ЕС, то, со слов представителя Еврокомиссии, он призван обеспечить более высокую степень конкуренции на рынке - страны ЕС не должны зависеть от одного источника энергопоставок. "У Евросоюза нет абсолютно никаких проблем с российскими компаниями. У ЕС нет никаких проблем с тем, что они расширяют свое присутствие на европейском рынке, но при условии, что они будут следовать нашим правилам", - заключил глава директората Еврокомиссии.
Организаторы круглого стола в Европарламенте, в свою очередь, считают, что новое базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом должно включать раздел по энергетике в целях обеспечения прозрачности и надежности поставок энергоносителей из Европы в РФ.
В Европарламенте полагают также, что Россия должна ратифицировать Энергетическую хартию для снижения рисков, связанных с торговлей и инвестициями в области энергетики, в частности в том, что касается отношений между поставщиком и получателем газа.