Эксперты Стратегии 2020 хотят сбалансировать пенсионную систему РФ, увеличив стаж
14 марта 2012 года
Эксперты, вырабатывающие стратегию социально-экономического развития России до 2020 года ("Стратегия 2020"), предлагают снизить налоги для бизнеса и сбалансировать пенсионную систему за счет мер по отношению к работникам и будущим пенсионерам: увеличить стаж и повысить пенсионный возраст. Кроме того, по их мнению, пенсионная система сегодня не учитывает нужд представителей среднего класса.
РАВНОСТЬ ПОЛОВ
Эксперты "Стратегии-2020" предлагают постепенное повышение пенсионного возраста в России для обоих полов до 63 лет к 2030 году.
"С учетом относительно низкой продолжительности жизни в России предлагается повышение пенсионного возраста до 63 лет, причем, делать это постепенно, по полгода в год для женщин, для мужчин - по три месяца в год, пока не выровняется возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин", - говорится в итоговом докладе "Стратегия 2020". По мнению экспертов, достичь 63-летнего порога выхода на пенсию удастся к 2030 году.
Разработчики стратегии уверены, что повышение пенсионного возраста может стать главным ответом на такой демографический вызов, как старение населения.
"Сохранение в незыблемости границ пенсионного возраста де-факто означает существенное сокращение трудовой жизни", - говорится в докладе.
Эксперты отмечают, что в настоящее время около трети пенсионеров продолжают работать и после выхода на пенсию. Сейчас в РФ мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины - в 55.
НАГРУЗКА НА РАБОТНИКА
Эксперты "Стратегии-2020" предлагают не увеличивать тариф страховых взносов в ПФР и оставить его на уровне 20-22%.
"Высокая и растущая налоговая нагрузка в связи с ростом взносов в пенсионную систему ведет к ухудшению делового климата, усилению тенденции к "бегству от налогов", расширению зоны неформальной экономики. В этой связи предлагается изменение тарифов взносов в пенсионную систему до 22 % и, возможно, до 20%".
В 2011 году тарифы страховых взносов были увеличены с 30% до 34%. Многочисленные акции протеста предпринимателей заставили правительство отказаться от повышения ставок, и на 2012-2013 годы максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды был снижен до 30%.
Кроме того, эксперты уверены, что необходимо стимулировать рынок для формализации рабочих мест. В первую очередь, это возможно сделать за счет повышения требований к минимальному стажу. "Максимальный стаж, после которого работник может претендовать на получение трудовой пенсии, предлагается постепенно повышать с 5 до 15-20 лет", - говорится в докладе.
Кроме того, эксперты предлагают ввести ежемесячный минимальный фиксированный платеж для самозанятых россиян в размере 20-30 % от платежа, рассчитанного по среднему размеру заработной платы в стране.
СРЕДНИЙ КЛАСС
Эксперты "Стратегии-2020" считают, что средний класс в России сегодня выступает "донором" по отношению к низкооплачиваемым работникам на этапе формирования солидарного пенсионного фонда. "Средний класс оказывается, по сути, исключен из обязательной пенсионной системы. Верхняя граница зарплат, с которых уплачиваются страховые взносы (135 % средней заработной платы в 2011 году), установлена на уровне, соответствующем нижним границам зарплат средних классов. Недавние заявления о введении выплат с зарплат выше максимальных не решают данной проблемы, а лишь усугубляют ее, поскольку полученные доходы решено направить на финансирование базовых пенсий", - говорится в докладе экспертной группы.
Разработчики "Стратегии" уверены, что пенсионная система должна быть комплексной и учитывать интересы категорий работников с разными доходами. Так, для россиян со средним и высоким доходами должны быть созданы механизмы с опорой на накопительный сегмент. Эксперты предлагают дифференцированный механизм отчислений в солидарную часть пенсии, а также на накопительный счет. "Для этого предлагается расширение налоговой базы за счет повышения порога заработной платы для отчислений взносов в пенсионную систему. Соотношение предельного размера заработной платы к сумме среднего размера заработной платы за год, с которой уплачиваются платежи по стандартной ставке, возрастает с 161 до 230%", - говорится в докладе.
Для зарплат, не превышающих 161% от средней за год (соотношение предельного размера заработной платы к сумме среднего размера заработной платы за год), планируется оставить действующий порядок отчислений, когда работодатель направляет 16% в солидарную систему и 6% - на накопительную часть пенсии. Для заработных плат в интервале 161-230% от средней также предлагается сохранить действующий порядок, однако возможно введение дополнительного платежа в накопительную систему, который будет выплачивать сам работник, например, в размере 2%.
Для заработных плат свыше 230% от средней с работника взимается платеж в накопительную систему размером 2-5 %, а с работодателя не взимаются платежи ни в солидарную, ни в накопительную часть. При этом у работника остается право отказаться от уплаты страховых платежей. Дополнительно для этой группы действует программа софинансирования пенсий.
В результате в России планируется появление четырех видов пенсий: социальной - для неработающих, для людей с низким стажем работы в формальном секторе, а также для низкодоходных сотрудников неформального сектора; базовой - для низкодоходных работников формального сектора; комбинированной - для среднедоходных категорий; комбинированно-альтернативной - для высокодоходных категорий.
Кроме того, уверены эксперты, в России необходимо продолжить развивать систему добровольных пенсионных накоплений (например, софинасирование пенсий).
В ОСТАТКЕ
По подсчетам разработчиков "Стратегии", если все предлагаемые меры буду реализованы, уже в 2020 году бюджет сможет сэкономить почти 1,2 триллиона рублей (1,15% ВВП), а к 2030 - 4,4 триллиона рублей.
Ранее заместитель министра здравоохранения и социального развития России Юрий Воронин отмечал в интервью , что дефицит Пенсионного фонда России, по прогнозам, в 2012 году составит 1,83% ВВП (1,075 триллиона рублей). По прогнозу Минздрава, к 2014 году дефицит Пенсионного фонда России может составить 1,79% ВВП.