Для реформы федеративных отношений необходимы политические преобразования - Стратегия 2020
14 марта 2012 года

Реформа федеративных отношений должна идти по умеренному или радикальному пути и может быть осуществима лишь при наличии политических преобразований, говорится в докладе по Стратегии 2020.

Развитие отношений между различными уровнями власти на период до 2020 года может осуществляться по трем основным сценариям. Инерционный предполагает дальнейшее нарастание процессов централизации и не может быть предложен в качестве базового. Умеренно-реформаторский подразумевает административную децентрализацию и постепенный возврат к демократическим механизмам на всех уровнях власти, начиная с местного самоуправления. Радикально-реформаторский вариант реформы федеративных отношений предролагает первоочередную активизацию процессов демократизации, в том числе немедленный возврат к выбору губернаторов, с восстановлением автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализацией полномочий и финансов.

"Без проведения политических реформ, предполагающих возврат к полноценным выборным механизмам на муниципальном и региональном уровнях, централизация как в формальных, так и в неформальных формах будет неизбежно воспроизводиться, и система будет эволюционировать обратно, в направлении инерционного сценария", - отмечается в докладе.

Меры по реализации умеренного и радикального сценариев различаются не по содержанию, а по темпам и последовательности их практического воплощения. Их предлагается реализовывать в два этапа.

Так, в части политических мер в докладе предлагается усилить демократию на уровне местного самоуправления вернуться к выборности губернаторов.

В части мер структурного характера предлагается ликвидировать федеральные округа и стимулировать добровольное объединение субъектов РФ для решения задач стратегического развития

Для повышения финансовой автономии региональных и местных органов власти на первом этапе необходимо польностью передать регионам налог на прибыль; отменить федеральное регулирование ставки налога на имущество организаций; за органами местного самоуправления полностью закрепить налог на жилую недвижимость, на малый бизнес, экологические платежи.

На втором этапе следует рассмотреть вопрос о расширении полномочий региональных органов власти в регулировании налогообложения прибыли (сохраняется фиксация нижней границы налоговой ставки, не регулируется верхняя) и подоходного налога, а также вопрос о предоставлении муниципальным образованиям права устанавливать налоги и целевые сборы, не предусмотренные федеральными нормативными актами.

В части мер по регулированию межбюджетных трансфертов на первом этапе предлагается, например, концентрация всех субсидий субъектам Федерации в одной региональной программе; формализация процедуры выдачи бюджетных кредитов, использование данного инструмента исключительно для реализации крупных проектов, финансируемых на конкурсной основе, а также в рамках антикризисной политики. На втором этапе возможен отказ от жесткого регулирования межбюджетных отношений на уровне "субъект Федерации - муниципальное образование", фиксация в федеральных нормативных актах лишь общих принципов и требований к межбюджетной политике на уровне регионов.