АНАЛИЗ - GM и Peugeot: брак поневоле?
1 марта 2012 года

Повторяется с исправлением опечатки в заголовке.

МОСКВА, 1 мар - . Стратегический альянс между двумя лидерами мирового автопрома - американским автогигантом General Motors и вторым по величине европейским автопроизводителем, французским PSA Peugeot Citroen обещает светлое будущее для обеих компаний: по их оценкам, сотрудничество принесет сокращение годовых издержек как минимум на 2 миллиарда долларов. Однако пока неизвестным параметром в новом уравнении успеха остается долгоиграющий вопрос: поможет ли новое партнерство вывести из убытков европейские "дочки" GM - Opel и Vauxhall.

Аналитики также единогласно отмечают, что альянс не поможет ни GM, ни PSA решить главную проблему, влияющую на их прибыльность в Европе - сократить избыточные мощности.

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ

Согласно обнародованному накануне коммюнике обеих компаний, альянс основывается на двух базовых принципах: общее использование платформ создания транспортных средств, автокомплектующих и модулей и общие закупки через создаваемое совместное предприятие. Объемы закупок оцениваются в 125 миллиардов долларов в год. При этом компании подчеркнули, что останутся независимыми, о слиянии речь не идет.

"Совершенно понятно, что Peugeot Citroеn останется независимым, со своим собственным стратегическим планом и капиталом", - сказал агентству Франс Пресс глава PSA Филипп Варэн (Philippe Varin).

По условиям партнерского соглашения между двумя компаниями предполагается объединение некоторых платформ для совместного производства комплектующих, относящихся к "начинке" автомашин. Как отмечается в совместном коммюнике автопроизводителей, речь идет, в частности, о ходовой части, однако при этом и GM и Peugeot Citroеn продолжат выпускать продукцию под своими собственными брендами.

Альянс планирует сосредоточить свои усилия на производстве небольших и средних пассажирских автомобилей, кроссоверов и минивенов. Компании также рассматривают возможность разработки новой общей платформы для ТС с низким уровнем выбросов газов в атмосферу. Ожидается, что первый такой автомобиль будет выпущен к 2016 году.

Кроме того, планируется и партнерство в области логистики. Так, GM намерена активно сотрудничать с входящей в PSA международной логистической компанией Gefco, предоставляющей услуги в Европе и РФ.

В рамках сделки General Motors планирует приобрести 7% акций PSA Peugeot Citroen. Таким образом, американская компания станет вторым по величине акционером Peugeot после семьи Пежо.

Французский концерн, в свою очередь, намерен увеличить капитал на 1 миллиард евро путем допэмиссии акций. При этом преимущественное право приобретения акций будет принадлежать акционерам французской компании. На новости о допэмиссии котировки акций Peugeot на Парижской фондовой бирже в четверг проседали более чем на 6%.

Точные цифры инвестиций GM во французскую компанию пока не озвучивались, однако международное рейтинговое агентство Fitch отмечает, что они могут составить от 350 до 400 миллионов долларов.

В то же время одна из инвесткомпаний семьи Пежо - FFP - сообщила, что крупнейший акционер французской автокомпании планирует приобрести половину эмитируемых акций, отметив при этом, что объем инвестиций GM составит 335 миллионов евро.

Координировать действия альянса будет совместный комитет, в котором будут поровну представлены обе компании.

В целом стратегические альянсы - не редкость в мировом автопроме. Так, уже на протяжении нескольких лет успешно функционирует альянс Nissan-Renault.

ФИНАНСОВЫЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

General Motors за прошедшие три года прошла путь от банкротства до лидерства на мировой арене. По итогам 2011 года компания нарастила прибыль в 1,6 раза - до 7,6 миллиарда долларов, выручку - почти на 11%, до 150,3 миллиарда долларов.

Такие результаты американской автомобилестроительной корпорации удалось получить спустя лишь два года после реструктуризации. Летом 2009 года компания, сильно пострадавшая от мирового финансового кризиса, инициировала процедуру банкротства. К 1 июля была создана новая компания - General Motors Company, а старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company.

Автопроизводитель подписал соглашение о продаже своих ключевых активов новой компании, контрольный пакет акций которой принадлежал уже правительству США, предоставившему GM помощь в размере 30 миллиардов долларов в обмен на 61% акций.

Уже к концу 2010 года новой GM удалось вернуть правительству США полученные в кредит средства. Компания провела листинг на биржах Нью-Йорка и Торонто, а доля Минфина снизилась примерно до 33%.

Несмотря на успехи в мире, Европа остается "ахилессовой пятой" американского автогиганта. В крайне успешный для GM 2011 год в Европе автопроизводитель получил убыток - в 700 миллиардов долларов.

Компания уже 12 лет пытается исправить ситуацию в Европе, где ей принадлежит два убыточных бренда - немецкий Opel и британский Vauxhall. В 2010 году GM собирался продать российско-канадскому консорциуму Сбербанка и производителя автокомплектующих Magna, но в последний момент отказался от сделки.

СМИ со ссылкой на источники, близкие к американской корпорации, неоднократно сообщали о желании GM провести реструктуризацию проблемных дочек, закрыв несколько заводов. Однако автогигант каждый раз получал резкий отпор со стороны профсоюзов обеих стран, в результате переговоры заходили в тупик.

В январе 2012 года, незадолго до сделки, появилась информация о том, что GM поменяла стратегию и предлагает немецким профсоюзам частично перевести производство Chevrolet из Южной Кореи на заводы Opel в Европе, и в частности, в Польше, и реализовать меры по сокращению затрат для спасения бренда Opel.

В целом все автопроизводители в настоящее время испытывают не лучшие времена на европейских рынках. Среди проблем, с которым им приходится иметь дело - избыточные мощности, постоянная конкуренция и ценовое давление.

Трудности не обошли стороной и PSA Peugeot Citroen, второго по величине европейского автопроизводителя. По итогам 2011 года чистая прибыль компании снизилась на целых 48% и составила лишь 588 миллионов евро, а чистый долг с поразительной быстротой возрос до 3,359 миллиарда евро на 31 декабря 2011 года против 1,236 миллиарда евро на 31 декабря 2010 года.

"Сокращение мощностей и издержек можно воспринимать лишь позитивно. При этом увеличение капитала - негативно, так как оно размывает долю прибыли на акцию", - считает аналитик Commerzbank AG Саша Гоммель (Sascha Gommel).

ИЛЛЮЗИИ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Аналитики, в свою очередь, скептически расценивают перспективы альянса.

Так, эксперты международного рейтингового агентства Fitch отмечают, что в таком виде партнерство вряд ли решит фундаментальную проблему, с которой сталкиваются автопроизводители на европейском рынке - избыточные мощности.

"Расширенное сотрудничество с PSA может помочь улучшить денежный поток от убыточного европейского подразделения GM Opel, однако предложенный альянс не поможет решить фундаментальную проблему избыточных мощностей на европейском автомобильном рынке", - говорится в комментарии агентства.

При этом в Fitch отметили, что никакого влияния на рейтинг GM сделка не окажет - у компании есть достаточно средств, для того чтобы приобрести долю акций в PSA, не прибегая к займам.

В то же время, международное рейтинговое агентство Moody's снизило рейтинг Peugeot до "мусорного" "Ва1", отметив при этом, что главным фактором понижения стали, все же, слабые результаты компании за 2011 год.

Аналитики из Bank of America Merrill Lynch еще более критически оценили новое партнерство, отметив, что сделка "плохо сконструирована".

"Это означает еще глубже зарыться в чащу, это - не решение проблемы", - отмечают они в аналитической записке.

В отличие от своих коллег из Fitch, они считают, что альянс не поможет GM справиться с убыточностью своих европейских подразделений.

"Самое эффективное решение проблемы европейских проблем GM - сократить мощности (в Европе - ред.) минимум на одну треть", - считают эксперты американского инвестбанка.

Скептически отреагировали и основные конкуренты PSA и GM - BMW и Ford.

"Невозможно решить проблему мощностей, соединив двух автопроизводителей... Непонятно, как они собираются получать выгоду", - согласился с аналитиками финдиректор Ford Льюис Бут (Lewis Boot).

РЕДКИЕ ОПТИМИСТЫ

Большой потенциал в сделке видят поставщики автокомплектующих. Так, немецкая Continental AG, ведущий производитель запчастей к автомобилям и грузовому транспорту, сотрудничающая с такими гигантами отрасли, как Volkswagen, Ford, BMW, Toyota, Honda, взяла альянс "на заметку" как возможного клиента. Peugeot в настоящее время входит в десятку крупнейших клиентов немецкой компании.

По словам гендиректора Continental Элмара Дегенхарта, новорожденный автоальянс предоставляет компании дополнительные возможности для развития бизнеса. При этом Дегенхарт видит и определенные риски: по его мнению, планируемое в рамках альянса осуществление общих закупок приведет к снижению закупочных цен для PSA и GM и, таким образом, может ударить по производителям комплектующих, в том числе, и по Continental.

В свою очередь, немецкие аналитики отмечают, что сделка дает Opel очень хорошую возможность развития. Однако успех и Opel, и Vauxhall во многом зависит и от позиции профсоюзов, без согласия которых невозможно осуществлять существенные изменения в управлении.

Оптимистично на сделку смотрит и Opel, отмечая при этом необходимость разграничения операций в рамках альянса.

Представители профсоюзов этой компании уже потребовали "справедливого" распределения "шансов и рисков" с PSA. Один из ведущих французских профсоюзов "Всеобщая конфедерация труда" также выразил озабоченность по поводу возможного влияния этого соглашения на социальную сферу сотрудников компаний.

Напряженно отреагировали на сделку и рабочие Opel.

"Совершенно необходимо, чтобы Opel-Vauxhall имели свободу в заключении контрактов с PSA", - заявил глава союза рабочих Opel Вольфганг Шефер Клуге (Wolfgang Schafer-Kluge).