Административная реформа должна продолжиться с приходом нового кабмина, считают эксперты
26 марта 2012 года
Смена кабинета министров должна стать основой для продолжения административной реформы, считают эксперты. Особое внимание, по их мнению, стоит уделить подготовке кадров для работы на госслужбе, материальному обеспечению чиновников, разграничению полномочий между органами власти и поднятию качества госуслуг.
Владимир Путин, занимавший должность президента с 2000 по 2008 год и вновь избранный на этот пост в марте этого года, впервые заявил о необходимости административной реформы, выступая с посланием Федеральному Собранию весной 2002 года. Тогда же были объявлены параметры и цели реформы. Основными принципами реформы структуры исполнительной власти стали разделение разработки политики и ее исполнения, устранение внутреннего конфликта между функциями, компактное правительство с небольшим числом министерств, соподчинение органов реализующих политику - агентства, службы - органам, вырабатывающим политику - министерствам, автономия служб и агентств, а также политическая ответственность министра. Главный принцип новой структуры правительства, разделение ее на три соподчиненных уровня: федеральное министерство - федеральная служба - федеральное агентство, был реализован в марте 2004 года.
"Сейчас появляется хорошая возможность при смене правительства и смене большей части - наверное, это все-таки произойдет - руководителей министерств и ведомств провести действительно ревизию, провести оценку тех шагов, которые были предприняты до того, тех искажений изначальных идей, которые были заложены в административной реформе, и, проведя эту ревизию, привести все-таки полномочия и разграничение ведения между органами власти в соответствии с духом и идеей административной реформы", - сказал директор Института политических исследований Григорий Добромелов в ходе круглого стола в на тему "Перспективы административной реформы в России".
Он убежден, что особое внимание необходимо уделить и кадровой политике.
"К сожалению, в концепции реформы 2003-2004 года не было заложено увязки производимых реформ и подбора и воспроизводства кадрового ресурса для органов государственной власти... Крайне необходимо при планировании дальнейших административных реформ четко увязать и создать параллельно с этим программу подготовки кадров для государственных органов, и соответственно, материального стимулирования кадров на государственной службе", - отметил Добромелов.
В Бюджетном послании в 2010 году президент Медведев поставил задачу сократить в течение трех лет численность федеральных государственных служащих в пределах двадцати процентов. При этом, по идее главы государства, оптимизация численности госслужащих не должна превратиться в механическое сокращение - этот процесс должен быть увязан с перераспределением полномочий между различными структурами и их уровнями.
На встрече 14 марта в подмосковном Сколково с десятками экспертов, работающих над проектом "открытого" или "большого" правительства, Медведев заявил, что существующую систему управления государством и набора кадров для нее является анахроничной. Он поставил задачу создать новую, результатом которой может стать открытая ярмарка бюрократических вакансий, интернет-экзамены и обязательная ротация для чиновников, а также общественная оценка их работы, в том числе через соцсети. Взамен гражданским госслужащим, которых в России насчитывается 1 миллион 650 тысяч, обещан рост зарплат до рыночного уровня с постепенной монетизацией раздражающих общественность льгот и привилегий.
Директор Департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев указал на недостаточную мотивацию сотрудников госаппарата, напомнив, что сейчас в структуре правительства порядка 76 федеральных органов исполнительной власти.
"Если чиновничий аппарат эффективно мотивирован на достижение конкретных результатов, то эти результаты работы власти они будут. Если мотивация нездоровая, ущербная - а какая она может быть с таким уровнем коррупции в том числе - то и говорить не приходится", - сказал он.
Руководитель проекта по административной реформе ЦСР Владимир Южаков полагает, что существует тенденция наращивания функций органов государственной власти.
"Функции наращиваются, а значит, автоматически растет и численность государственного аппарата, численность государственных служащих, а значит и расходы на их содержание. Здесь есть, над чем работать", - считает он.
Немаловажной Южаков назвал задачу повышения качества государственных услуг. По его мнению, определенный прогресс в этом направлении достигнут, в частности, "не прошли бесследно" усилия по устранению избыточных услуг и "улучшению параметров качества предоставляемых государственных услуг".
"Очевидные вещи - это сокращение времени ожидания в очередях по предоставлению государственных услуг. Они (очереди) сейчас по-прежнему велики, но они значительно меньше, что подтверждается опросами, чем это было два года назад и тем более шесть лет назад", - сказал он.
Южаков подчеркнул, что действующая концепция административной реформы устанавливает конкретные требования ко времени ожидания в очереди, которое должно быть достигнуто в 2014 году.
"Это время должно быть сведено к 15 минутам. На сегодняшний момент это еще 51 минута в среднем", - пояснил он.
Еще одним важным параметром качества госуслуг он назвал "количество обращений в государственные органы и организации, которые граждане вынуждены совершить для того, чтобы получить свою услугу".
"То есть по каким кабинетам они вынуждены ходить, для того чтобы добиться конечного результата. Идеал, который установлен концепцией административной реформы на 2014 год - это одно обращение... На сегодняшний момент опрос констатировал 2,1 в среднем обращений, то есть еще тоже есть, над чем работать", - отметил Южаков.
Добромелов согласился с тем, что по целому ряду позиций административной реформы прогресс очевиден. В качестве примера он привел перевод государственных услуг в электронный вид.
Руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Алексей Макушкин высказал мнение о том, что назрел "новый этап такой полномасштабной административной реформы, которая вовлечет в себя не только исполнительную власть, но и законодателей, и бизнес - и связанный с государством, и не связанный с государством".
"Задачи, которые сейчас анонсированы - они при существующей системе госадминистрирования выполнены быть не могут", - убежден он.
Новому этапу административной реформы, по его словам, будет способствовать, в частности, внесение закона о федеральной контрактной системе.