Специалистов для работы в Арктике надо готовить по западным стандартам - эксперт
9 февраля 2012 года
Подготовка российских специалистов для работы в Арктике должна осуществляться по более жестким зарубежным стандартам, которые предполагают проверку компетентности не только по части технических навыков, но и психологии, полагает эксперт в области международной стандартизации Владимир Шматченко.
"Россия могла бы воспользоваться опытом зарубежных стран в стандартизации различных процессов. Например, специалисты, работающие на различных объектах (буровые платформы, вышки, суда - ред.), за рубежом проходят проверку по двум параметрам: техническая компетентность и психологическая компетентность. По "технике" проверяется шесть показателей, по психологии - 24. Подобные требования владельцам бизнеса в России продвигать невыгодно, так как это потребует дополнительных затрат", - рассказал Шматченко на пресс-конференции в петербургском медиацентре .
В свою очередь, руководитель совета по транспорту объединения общественных региональных организаций Олег Крашенинников считает, что разработка арктического шельфа, регламент спасения людей в Арктике в случае ЧП, эксплуатация судов в Северном Ледовитом океане и многие другие процессы до сих пор не прописаны в существующем законодательстве России, что вообще ставит под сомнение успешную деятельность страны в Арктике.
"Необходимо ввести единую систему управления безопасностью деятельности в России, в первую очередь в российском секторе Арктики. Сейчас нет понимания, какие там существуют угрозы, и как можно оценить риск, связанный с этими угрозами. Гибель буровой платформы "Кольская" это наглядно продемонстрировала", - рассказал Крашенинников.
Эксперт пояснил, что существующие модели работы и законы основаны на функциональном подходе, когда ставится цель, но условия ее достижения и, главное, ответственность исполнителей не прописаны.
"Мы предложили экспертам Минтранса рассмотреть процессную модель транспортной деятельности, по которой можно четко установить зоны ответственности (того или иного ведомства - ред.), измерить существующие риски и предложить варианты оперативного реагирования в случае ЧП. Главная проблема в том, что сейчас полностью отсутствует упреждающая система реагирования на происшествия", - рассказал Крашенинников.
Также не существует прописанной безопасной методики добычи нефти во льдах, напомнил он. Поторопившись с разработкой арктического шельфа и применив там ненадежные технологии, Россия рискует в будущем не только экологической чистотой "шапки" планеты, но и своим общепризнанным статусом надежного партнера в Арктике.
"Безопасность транспортных услуг неуклонно снижается, потому что запас прочности, выработанный в советское время, истощился, а новых мер не предпринимается. Идет дублирование функций разных ведомств, нет надежного контроля", - отметил Крашенинников.