ФАС опубликовала свой вариант законопроекта о федеральной контрактной системе
10 февраля 2012 года
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила свой вариант законопроекта "О федеральной контрактной системе" (ФКС), - документ, опубликованный в четверг на сайте ведомства, регламентирует отношения участников госзакупок на всех стадиях размещения заказов, включая планирование закупок и исполнение контрактов.
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил реформировать систему госзаказа еще в ноябре 2010 года, отметив, что, по оценкам экспертов, из-за коррупции в этой сфере государство теряет до 1 триллиона рублей ежегодно. Минэкономразвития разработало законопроект о ФКС и внесло его в правительство с разногласиями, - предложения министерства натолкнулись на сопротивление ФАС, которая была создателем действующего 94-го закона о госзакупках.
РАЗНОГЛАСИЯ
МЭР предлагает по частям вводить в действие ФКС с отменой закона о госзакупках. ФАС полагает, что это сломает систему, которая сейчас позволяет государству экономить при заказе порядка 200 миллиардов рублей ежегодно.
Кроме того, МЭР предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры. В ФАС заявляют, что такой шаг приведет к росту коррупции в этой сфере.
Глава ФАС Игорь Артемьев выступал с резкой критикой законопроекта Минэкономразвития. По его словам, документ получил большое количество отрицательных отзывов, в том числе от ФАС, Минфина и Государственного правового управления при президенте РФ, а Генпрокуратура высказалась о коррупционности.
В то же время ФАС намерена продолжать работу с МЭР по сближению позиций и будет стараться убедить Минэкономразвития, что ее вариант законопроекта сбалансирован, и главными его приоритетами остаются борьба с коррупцией и развитие конкуренции.
В конце декабря 2011 года ФАС сообщила, что правительство вернуло на доработку в МЭР проект закона о ФКС.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ
"Положения проекта федерального закона регламентируют отношения на всех стадиях размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов. Принятие комплексного законопроекта ФАС России, направленного на формирование федеральной контрактной системы, позволит решить имеющиеся проблемы системы госзаказа, сохранив достигнутые положительные результаты", - отмечает в четверг ФАС.
Законопроект сохранит преемственность принятых в развитие 94-го закона о госзакупках более 30 подзаконных актов правительства РФ. По мнению разработчиков, важным преимуществом этого подхода является сохранение судебной практики, сформированной за последние годы, а также отсутствие необходимости переобучения более 1 миллиона специалистов в сфере госзаказа.
Проект закона, как и у МЭР, предполагает систему планирования, когда заказчики размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. План-график составляется в текущем финансовом году на следующий год и публикуется на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до 31 декабря текущего года.
Внесение изменений в план-график размещения заказов допускается при изменении размера денежных средств, выделяемых заказчику; изменении потребности заказчика в товарах (работах, услугах), в том числе в части сроков их поставки; при повторном размещении заказов, в том числе в связи с расторжением контрактов; а также в случае размещения новых заказов за счет полученной экономии от размещения прежних заказов.
В целях повышения профессионализма заказчиков и получения качественной продукции централизуются функции по размещению заказов путем создания системы уполномоченных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. "Это приведет к сокращению количества "непрофильных" функций у сотрудников заказчиков, повысит качество работы бюджетного сектора, исключит закупку некачественной продукции. Уполномоченные органы также осуществляют анализ результатов", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
ЦЕНА И КАЧЕСТВО
Для повышения качества продукции на федеральном уровне утверждаются и размещаются на официальном сайте типовые условия контрактов, а также требования к продукции, в том числе инновационные, обязательные для использования заказчиками и уполномоченными органами. На региональном и муниципальном уровнях эти типовые документы могут быть дополнены.
Дополнительно регламентируются вопросы установления начальных (максимальных) цен контрактов, которые должны формироваться с разбивкой на виды продукции, входящие в предмет контракта, и на этапы исполнения (если контракт выполняется в несколько этапов). Введена ответственность конкретного должностного лица за утверждение документации, обосновывающей начальную цену контракта.
При этом ФАС отмечает, что в ряде случаев при проведении торгов происходит существенное снижение цены контракта, что может повысить риски его неисполнения. В связи с этим законопроект предусматривает защитные меры от некачественного исполнения контракта при значительном снижении цены. В случае снижения цены контракта на торгах более чем на 30% размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза.
В настоящее время потребность заказчика в товарах определенной марки формируется самостоятельно. Нередки случаи закупки необоснованно дорогих автомобилей или "золотых кроватей", отмечает ФАС. Законопроект предлагает правительству РФ установить требования к отдельным видам продукции, ограничивающие возможности закупки продукции в зависимости от ее стоимости или технических характеристик. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, муниципального образования вправе дополнить эти требования.
ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ
В настоящее время в законодательстве присутствует процедура запроса котировок, позволяющая, по мнению ФАС, выбирать "аффилированную" с заказчиком компанию. В целях создания для заказчика быстрой процедуры размещения заказов и снижения уровня коррупции запрос котировок в законопроекте заменяется процедурой короткого электронного аукциона (извещение размещается за 4 рабочих дня до электронного аукциона), позволяющей заказчику проводить закупки с начальной (максимальной) ценой контракта до 7 миллионов рублей. Вначале проводится электронный аукцион, потом допуск участников по первым и вторым частям заявок.
Законопроект устанавливает особенности проведения конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ, дополнительно регламентирует вопросы формирования лотов при закупках лекарственных средств.
Введены дополнительные особенности размещения заказов на целый ряд услуг - почтовой связи (услуги по доставке почтовых отправлений), медицинские, гостиничные, агентские, комиссионные; услуги по перевозке грузов и пассажиров, проведению оценок и экспертиз, изготовлению избирательных бюллетеней и специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов и референдумов; услуги питания, услуги переводчиков.
Законопроект запрещает устанавливать ограничения по привлечению исполнителем контракта субподрядчиков (соисполнителей), за исключением контрактов на выполнение научно-исследовательских работ.
Во многих случаях заказчики не размещают проектно-сметную документацию для выполнения работ по строительству на официальном сайте, что не позволят не аффилированному с заказчиком участнику размещения заказа подготовить заявку и принять участие в торгах, отмечает ФАС. В связи с этим законопроект устанавливает, что проектно-сметная документация должна в обязательном порядке включаться в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте. Исключение сделано для объектов строительства по типовой проектной документации, для которых установлены отдельные особенности.
Недостаточная проработка условий контакта на проектирование в ряде случаев приводит к невозможности исполнения контракта или удорожанию строительства. В связи с этим при размещении заказа на подготовку проектной документации обязательным условием контракта является стоимость строительства проектируемого объекта и стоимость авторского надзора. Кроме того, оплата по контракту на строительство до ввода объекта в эксплуатацию осуществляется в размере не более 90% от цены контракта. Оставшиеся 10% оплачиваются подрядчику после сдачи объекта в эксплуатацию.
КОНТРОЛЬ И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ
Проводить анализ размещения заказов и исполнения контрактов будут уполномоченные органы на всех уровнях власти, а также Минфин, Минэкономразвития, ФАС и Рособоронзаказ. Доклады по результатам анализа ежегодно будут направляться в правительство РФ, высшие органы исполнительной власти регионов и муниципалитетов.
В реестр недобросовестных поставщиков (РНП) предлагается включать сведения не только о недобросовестном участнике размещения заказа, но и о физическом лице, управляющем соответствующим юридическим лицом. При этом планируется ограничить права по участию в госзакупках всех компаний, которыми управляет физическое лицо, внесенное в этот реестр. В РНП вносятся также сведения о недобросовестных поставщиках, с которыми контракты расторгнуты в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту.
Предусмотрено также ведение реестра добросовестных поставщиков. Предприниматели, которые успешно работают в сфере госзаказа, представляют обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта в сниженном размере. Размер такого снижения, а также условия включения в реестр добросовестных поставщиков устанавливаются правительством РФ.
Для защиты интересов сторон от неисполнения условий контракта другой стороной предусматривается как для заказчиков, так и для поставщиков возможность быстрого расторжения контрактов (в течение 10 дней) через специальную административную процедуру на основании решений межведомственной комиссии. По результатам расторжения контракта взыскиваются штрафные санкции, а виновная сторона возмещает ущерб.
"В связи с этим появляется дополнительный механизм защиты заказчика от действий недобросовестного поставщика, и механизм защиты интересов предпринимателя от недобросовестного заказчика", - полагают разработчики законопроекта.
Документ предусматривает возможность подачи жалоб в электронной форме, что значительно расширит возможности предпринимателей по защите своих прав, и вводит процедуру обжалования заказчиками действий электронных площадок. При этом за подачу необоснованных жалоб вводится государственная пошлина.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
Как указывает ФАС, сейчас заказчик не имеет возможности самостоятельно исправить свои нарушения на этапе размещения заказа. В результате к нему применяются высокие штрафные санкции по КоАП, и в рамках действующего законодательства исправить ситуацию невозможно.
В связи с этим законопроект дает заказчику возможность уведомить контролирующий орган о совершенном им нарушении законодательства о размещении заказов. На основании этого уведомления контролирующий орган проводит внеплановую проверку, по итогам которой устраняется допущенное нарушение. В этом случае заказчик несет минимальную ответственность за нарушения законодательства (размер штрафа снижается в пять раз относительно обычного штрафа при таком нарушении).
Поправки в КоАП, которые планируется принять вместе с законопроектом, предусматривают дисквалификацию должностного лица заказчика по решению суда, если при закупках на сумму свыше 300 миллионов рублей заказчик в течение года дважды допустил такие нарушения, как неправильный выбор способа закупки, неразмещение информации на официальном сайте и изменение условий контракта.
Кроме того, установлена ответственность за невзыскание заказчиками финансового обеспечения и штрафов в случае нарушения поставщиками обязательств по контрактам, нарушение порядка планирования размещения заказов и нарушение сроков оплаты по контракту. Также формализуются вопросы прекращения административного производства по малозначительности.