Шведская история Финчера про "Девушку с татуировкой дракона" выходит в прокат
2 января 2012 года

Новый фильм Дэвида Финчера (David Fincher) "Девушка с татуировкой дракона" (The Girl with the Dragon Tattoo), снятый по одноименному бестселлеру шведского писателя Стига Ларссона (Karl Stig-Erland Larsson), выходит в российский прокат в понедельник.

Автором адаптированного сценария стал обладатель премии "Оскар" Стивен Зеллиан (Steven Zaillian; "Список Шиндлера"), а главная роль журналиста Блумквиста досталась действующему Бонду Дэниэлу Крэйгу (Daniel Craig).

ЖИЛ-БЫЛ ЧЕСТНЫЙ ЖУРНАЛИСТ

Журналист-правдоруб Микаэль Блумквист, доверившись анонимным источникам, написал разоблачительный материал про финансовые махинации одного крупного бизнесмена, за что немедленно получил обвинение в клевете и тюремный срок. В это же время он получает предложение о работе от стареющего главы крупной компании Хенрика Вангера (Кристофер Пламмер): официально - писать его мемуары, неофициально - расследовать дело 40-летней давности об исчезновении вангеровской любимой племянницы. Блумквист немедленно увольняется с работы, ссорится с любовницей (Робин Райт) и уезжает в шведскую глубинку, где знакомится с подозреваемыми, членами клана Вангеров, где каждый второй - бывший нацист, а каждый первый - алчный тиран.

Параллельно развивается история главной героини - украшенной татуировками и пирсингом хакерши Лизбет Саландер (Руни Мара). Молчаливая и озлобленная на весь мир девушка волею судеб взламывает компьютер Блумквиста, которому в свою очередь не остается ничего другого, как позвать Лизбет в помощницы.

"Две, казалось бы, независимые истории Саландер и Блумквиста сходятся воедино, - рассказывал о работе над сценарием Зеллиан. - Автор показывает нам, через что каждому пришлось пройти. Именно это и делает роман столь привлекательным".

Неудивительно, что мастер психологического триллера Финчер, за плечами у которого такие фильмы, как "Бойцовский клуб", "Семь", "Игра", взялся экранизировать роман Ларссона: здесь в каждом шкафу скелет, за каждым кустом - рояль, а в каждой голове - свои тараканы. По признанию самого режиссера, "сюжет очень сочный, острый и настолько драматичный, насколько возможно".

Однако, мельком обозначив личностные проблемы героев, режиссер углубляется в детальное описание событий, пытаясь успеть вместить все сюжетные перипетии в один, пусть и почти трехчасовой фильм. Безупречно выстроенные сцены сменяют друг друга с такой скоростью, с какой Лизбет Саландер бьет по клавишам компьютера.

ДЖЕЙМС БОНД ПО-ШВЕДСКИ

Несмотря на все режиссерские заслуги Финчера, его "Девушку", несомненно, будут сравнивать с оригиналом - и здесь подразумевается не столько роман Ларссона, сколько шведский вариант экранизации, снятый режиссером Нильсом Арденом Оплевом и вышедший на экраны в 2009 году. Блумквист Дэниэла Крэйга намеренно или нет, но получился с бондовским налетом - модник средних лет, который сводит с ума и коллег-ровесниц, и пожилых аристократок, и неприступных молодых девушек. Он небрежно ерошит волосы, поправляет хипстерские очки и постоянно выглядит удивленным и растерянным. Даже мерзнет он в заснеженной деревушке сильнее своего шведского коллеги. Сам актер характеризует своего героя как неподкупного журналиста, который "запутался по жизни, и это тоже вызывает симпатию".

Несмотря на то, что Финчер оставляет местом действия Швецию и называет героев их законными скандинавскими именами, в целом он смягчает многие острые углы и ларссоновской истории, и фильма Оплева. Сцена изнасилования Лизбет ее опекуном уже не так беспощадна, любовные отношения героев лишены той страсти, которая присутствует в шведском аналоге, а финал и вовсе выглядит по-голливудски мелодраматичным.

Пожалуй, только Лизбет Саландер в финчеровской версии получилась более грубой, таинственной и мрачной - то ли благодаря увеличению количества сережек на лице, то ли из-за выкрашенных в белый цвет бровей, то ли из-за того, что ее семейные тайны режиссер решил оставить за кадром.

БОКС-ОФИС

В мировой прокат картина вышла 21 декабря, но, несмотря на высокий рейтинг ожидания - 85% у критиков и 84% у зрителей по данным сайта Rotten Tomatoes, за первый уикенд ей удалось добраться в североамериканском прокате лишь до четвертого места, уступив по сборам таким фильмам, как "Шерлок Холмс: Игра теней", "Элвин и бурундуки 3" и "Миссия невыполнима: Протокол Фантом".

Бюджет картины составил 90 миллионов долларов, а за первые выходные фильму удалось собрать в США всего 13 миллионов долларов. Шведская экранизация романа Ларссона, получившая награду Британской киноакадемии как лучший иностранный фильм, собрала в мировом прокате, при скромном бюджете в 13 миллионов долларов, более 100 миллионов.

Несмотря на скромный старт, критики прочат фильму Финчера кассовый успех, благодаря громким именам - режиссера и исполнителя главной роли, - а также мировому успеху романа. Уже сейчас картина заявлена в двух номинациях премии "Золотой глобус": лучший саундтрек и лучшая женская роль (Руни Мара).