Поправки к закону о семеноводстве могут повлечь необоснованные расходы бизнеса - МЭР
27 января 2012 года
Принятие поправок к закону "О семеноводстве" в текущей редакции может создать административные барьеры и будет способствовать возникновению необоснованных расходов для бизнеса и бюджета РФ, говорится в опубликованном на сайте Минэкономразвития (МЭР) заключении об оценке регулирующего воздействия на проект поправок.
Речь идет о проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты РФ", разработанном Минсельхозом России.
"Можно заключить, что принятие проекта акта приведет к установлению административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской и иной деятельности, будет способствовать возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ", - говорится в заключении.
По мнению МЭР, предложения по совершенствованию законодательства о семеноводстве целесообразно разрабатывать (и, следовательно, оценивать их эффективность) одновременно с разработкой необходимых подзаконных нормативных правовых актов. "Доработанный проект акта должен быть представлен единым пакетом вместе со сформированными подзаконными актами и другими соответствующим документами, перечисленными в Перечне нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта акта", - добавляет МЭР.
В проекте поправок к закону "О семеноводстве" предлагается разграничить полномочия между федеральным органом исполнительной власти и сфере семеноводства растений (кроме лесных), то есть Минсельхозом, федеральным органом исполнительной власти в сфере семеноводства лесных растений (Рослесхоз), а также соответствующих органов государственной власти в регионах.
Предлагается также сформировать и вести Каталог сортов и гибридов растений РФ; ввести понятие сортовой и семенной экспертизы; и отнести к полномочиям Минсельхоза исполнение госфункции по экспертной оценке данных о заявленных свойствах сорта при включении в Каталог, а также по аккредитации юрлиц на право проведения сортовой экспертизы и др. Предлагается также отменить для импортеров семян растений обязательного наличия документов подтверждающих посевные качества семян как условия их ввоза в РФ и др.
Как обращает внимание МЭР, в случае принятия поправок в нынешней его редакции, любые партии семян будут подлежать сортовой и семенной экспертизе. "А, следовательно, возрастут расходы субъектов предпринимательской или иной деятельности и, в конечном итоге, цены для конечных потребителей семян", - поясняет ведомство.
В пояснительной записке к проекту указывается, что испытания сортов и гибридов в частности на хозяйственную полезность проводятся по комплексу показателей, которых в совокупности по разным культурам может быть более девяноста, а сами испытания могут длиться 2-3 года. "Такие сроки достаточны для появления у зарубежных конкурентов новых более продуктивных гибридов, а значит предполагаемый механизм может привести к серьезному отставанию и снижению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, а также экспортного потенциала страны в части торговли семенами растений", - говорится в заключении.
Вопрос о целесообразности сплошного сортового семенного контроля, напоминает МЭР, обсуждался еще в 2004 году, но соответствующими постановлениями правительства полномочия федеральных органов исполнительной власти по организации проведения сортового и семенного контроля были признаны избыточными и подлежащими упразднению.
Минсельхозу было поручено подготовить проекты документов с целью упразднения избыточных полномочий, в том числе предусмотреть перечень случаев, при которых требуется проведение такого контроля, и добровольный порядок сертификации в отношении остальных посевов и семян сельхозрастений. "Однако предложенная редакция проекта акта таких исключений не предусматривает", - уточняется в заключении.
МЭР обращает внимание, что проект акта предлагает, фактически, новое правовое регулирование в области семеноводства. При этом в тексте проекта акта не предусмотрен так называемый переходный период.
Кроме того запрещается ввоз в РФ партий семян сортов растений, не включенных в Каталог. "В условиях отсутствия четкого перечня, который является основной Каталога, остается неясным, каких именно импортеров коснется регулирование, которое, по сути, может привести к запрету на деятельность", - отмечает МЭР.