Киев не должен портить отношения с Прагой из-за мужа Тимошенко - политологи
6 января 2012 года
Киеву не стоит обострять отношения с Прагой в связи с предоставлением мужу Юлии Тимошенко политического убежища в Чехии, считают украинские политологи.
В пятницу стало известно, что Александр Тимошенко, супруг осужденной на семь лет лишения свободы экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, попросил политическое убежище в Чехии и получил его. Соратники Тимошенко объяснили такой шаг оказываемым через семью давлением на экс-премьера.
В январе 2011 года Чехия предоставила политубежище бывшему министру экономики в правительстве Тимошенко Богдану Данилишину, против которого на родине возбуждено уголовное дело о нанесении материального ущерба государству. Данилишин был объявлен в международный розыск по линии Интерпола.
"Было бы контрпродуктивно высказывать по отношению к Чехии, к чешскому руководству, какие-то претензии. Это их право (предоставлять убежище), и в этом праве никто им не может отказать. Так что, мне кажется, что это не должно повлечь ухудшение украинско-чешских отношений. Во всяком случае, делать какие-то шаги, которые имели бы такой риск, было бы неправильно", - сказал политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Политолог отметил, что Прага для Украины становится чем-то вроде "Лондона для российских деятелей, которые спасают свои счета от уголовного преследования, спасают свой бизнес".
Руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко в комментарии также отметил, что предоставление убежища Александру Тимошенко вряд ли приведет к серьезному охлаждению отношений между Киевом и Прагой. Он напомнил, что такое охлаждение произошло после того, как Чехия предоставила политическое убежище Данилишину, однако достаточно быстро отношения между двумя странами нормализовались.
"С рациональной точки зрения сейчас обижаться на чехов, реагировать чересчур обостренно было бы не самой правильной политикой", - сказал Фесенко.
По его словам, более разумно выглядело бы разъяснение МИД Украины и других официальных органов, что никаких претензий к Александру Тимошенко на родине нет, поэтому не было и прямой необходимости предоставлять ему политическое убежище.
Политолог считает, что Александр Тимошенко мог попросить убежище по той причине, что "добрые люди нашептали" о возможном уголовном преследовании.
При этом Фесенко не исключает другой версию. "Прошение о политическом убежище должно укладываться в контекст будущего рассмотрения дела Юлии Тимошенко в Европейском суде по правам человека", - сказал он.
Со своей стороны, Погребинский выразил удивление поступком Александра Тимошенко, заявив, что "выглядит это не очень корректно".
По его словам, Александр Тимошенко, имея статус защитника экс-премьера, получал возможность встречаться с супругой и морально ее поддерживать, в то же время он не является политическим деятелем, никогда не занимался политикой, и ничего не известно о намерениях украинских властей подвергнуть его каким-либо преследованиям.
"Выглядит это как обеспечение личной безопасности и безопасности собственного бизнеса. Мне кажется, это, во всяком случае, не говорит как-то позитивно об этом человеке, Александре Тимошенко", - резюмировал политолог.