Дума рассмотрит поправки о безопасности на теплоходах в связи с крушением "Булгарии"
27 января 2012 года
Госдума рассмотрит в пятницу в первом чтении правительственный законопроект об ужесточении контроля за судоходством и требований к вопросам обеспечения безопасности на водном транспорте, подготовленный после крушения прошлым летом теплохода "Булгария".
По мнению инициаторов законопроекта - Минтранса РФ - сейчас в России нет "действующих предупредительных механизмов, с использованием которых можно было бы пресечь деятельность перевозчиков, не соблюдающих требования законодательства РФ, не доводя до тяжких последствий".
Катастрофа с пассажирским теплоходом "Булгария", затонувшим 10 июля во время шторма на Куйбышевском водохранилище, стала крупнейшей за последние десятилетия. В момент кораблекрушения на судне находился 201 человек, 122 из них погибли, в том числе 28 детей.
Законопроектом предлагается, в частности, внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ и повысить в 10, а то и 20 раз штрафы за безлицензионную перевозку пассажиров. Помимо этого, документ предусматривает возможность приостановки деятельности недобросовестной транспортной компании до 90 суток. Так, штраф за работу без лицензии составит от 50 тысяч до 100 тысяч рублей граждан и должностных лиц с возможной конфискацией транспортного средства (сейчас 2-5 тысяч рублей) и от 400 тысяч до 500 тысяч рублей - для юрлиц (сейчас 50 тысяч рублей).
Законопроект предоставляет также контрольно-надзорным структурам право проводить проверку эксплуатируемых транспортных средств и иных технических средств в порядке превентивного контроля.
Как пояснил ранее статс-секретарь, замминистра транспорта Сергей Аристов, в действующем российском законодательстве установлено, что проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется раз в три года с уведомлением о предстоящей инспекции. Однако, по его словам, нигде не была в достаточной степени прописана возможность проверки технических единиц, а иными словами транспортных средств перевозчика.
"В законопроекте такая форма предусмотрена. И содержание этой проверки предусматривает возможность дополнительной проверки самого юрлица... Если автобус или воздушное судно неисправно, то может быть осуществлена проверка юрлица", - сказал Аристов.
Документ вносит поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) по перераспределению государственных функций между федеральными органами исполнительной власти на внутреннем водном транспорте (Ространснадзором и Росморречфлотом) чтобы избежать ситуаций, когда в случае ЧС каждый старается спихнуть вину на другого, потому что не определена четко ответственность каждого из них. Также предлагается создать администрации речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений, которые сейчас фактически выполняют функции бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте. Из создание, по словам замминистра, позволит усовершенствовать систему управления внутренними водными путями.
На администрации речных бассейнов возлагаются обязанности по государственному портовому контролю. Помимо прочего, им будет передан ряд функций, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, а именно госрегистрация судов в судовых реестрах РФ и реестре арендованных судов, госрегистрация спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов.
Контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ, за деятельностью лоцманских служб и другие функции по контролю и надзору предлагается закрепить за Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Кроме того, действующее российское законодательство дополняется нормой о том, что транспортные компании, в том числе судоходные и железнодорожные, до начала предпринимательской деятельности обязаны уведомить орган государственного контроля о соответствии обязательным требованиям, предъявляемым законодательством к этому виду деятельности.