Даниэль Ортега в третий раз занял пост президента Никарагуа
11 января 2012 года
Даниэль Ортега во вторник официально вступил в должность президента Никарагуа на срок до 2017 года, сообщает телеканал Univision.
Инаугурация Ортеги прошла на площади Революции в Манагуа и сопровождалась восторженными приветствиями тысяч сторонников Ортеги и одновременными протестами со стороны оппозиции, которая считает президента нелегитимным.
Это уже третий президентский срок Ортеги. Первый раз он занял пост главы государства в далеком 1985 году. После проигрыша выборов 1990 года оппозиции вернуться к власти Ортеге удалось, лишь победив на выборах 2006 года. После этого он не должен был в соответствии с конституцией страны выдвигаться на второй срок подряд, однако это положение было обойдено с помощью решения Верховного суда, которое вызвало протесты оппозиции и озабоченность международного сообщества.
На церемонию инаугурации приехали многие президенты стран Латинской Америки, среди которых выделялся верный друг и соратник Ортеги президент Венесуэлы Уго Чавес. Он сопровождал Ортегу в ходе всей церемонии вместе с супругой президента Никарагуа Росарио Мурильо.
Кроме того, на инаугурацию прибыл и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, причем прилетел он вместе с Чавесом из Каракаса, где накануне провел переговоры с венесуэльским лидером. Ахмадинежад совершает сейчас большое турне по Латинской Америке, в его планах - посетить еще Кубу и Эквадор. Также на церемонии присутствовал наследник испанского престола принц Астурийский Фелипе.
Ортега был одет на церемонии в темные брюки и белую рубашку (он вообще традиционно не любит костюмы). Его многочисленные сторонники также надели белые рубашки с надписями "Любовь. Мир. Жизнь".
В ходе церемонии Ортега заявил, что теперь главной задачей правящей Сандинистской партии национального освобождения (СФНО) является сохранение победы на выборах и ее дальнейшее укрепление. По его словам, Латинская Америка не имеет другого пути развития, кроме социализма, который сейчас строится в Никарагуа.
Ортега родился 11 ноября 1945 года в семье сапожника. С юных лет он состоял в рядах СФНО, боровшегося против диктатуры семейства Сомосы. В 1967 году Ортега попал в тюрьму, где провел долгих 7 лет, пока сандинисты не освободили своих соратников, обменяв их на захваченных близких людей диктатора.
В 1979 году диктатура была свергнута, и Ортега взошел на олимп никарагуанской политики. Его правительство объявило курс на социально-экономические преобразования, поддержанные Кубой и СССР. В 1985 году он стал по итогам выборов президентом Никарагуа, а еще через пять лет проиграл их оппозиции и вернулся к власти после выборов 2006 года.
Ортега выбрал для Никарагуа путь, который он сам называет "социалистическим, христианским и солидарным". Бывший повстанец, он не отказывается от социалистических лозунгов, но проводит либеральные реформы. Ранее ярый атеист, теперь Ортега принимает католическую веру и ищет поддержки у кардинала. Главным для него является единство нации во имя решения сложных задач, стоящих перед страной.
Никарагуа является одной из самых бедных стран Западного полушария.
Помощь в решении стоящих перед страной проблем приходит из Венесуэлы. Президент Уго Чавес помогает нестабильной никарагуанской экономике. Фактически его финансовая помощь стала для Ортеги настоящей палочкой-выручалочкой. По приблизительным оценкам финансовых экспертов, речь может идти примерно о 500 миллионах долларов в год, которые превращаются в так называемые "подарки команданте". Это специальные национальные программы, реализуемые для наиболее бедных слоев никарагуанского общества, с громкими названиями - "Нулевой голод", "Дома для народа" и других.
При этом Ортега, дружащий с Чавесом, отнюдь не сторонник столь резких перемен, которые осуществил более чем за десять лет своего правления венесуэльский лидер. Несмотря на несколько авторитарный стиль управления страной, Ортега не трогает частную собственность и иностранные компании, инвестирующие в Никарагуа. Не отказываясь от пламенной революционной риторики и определенного популизма, команданте продолжает сотрудничество с Международным валютным фондом, требующим проведения реформ, и идет на сотрудничество с крупным капиталом. Никарагуанские политологи даже отмечают с иронией, что стиль управления Ортеги начинает напоминать стиль свергнутого им же в 1979 году Сомосы, который якобы говорил предпринимателям: "Вы делайте деньги, а все, что касается политики - это я беру на себя!".
С возвращением Ортеги к власти после выборов 2006 года отношения с Россией, ослабевшие за годы правления либеральных правительств в Никарагуа, вновь стали укрепляться. Уже в начале сентября 2008 года Никарагуа - первая после России - устами своего лидера признает независимость Южной Осетии и Абхазии, в декабре того же года Ортега наносит официальный визит в Москву, по итогам которого подписан ряд двусторонних соглашений.
"Диверсификация" направлений сотрудничества со стороны Ортеги вполне вписывается в стиль его осторожной политики, и усиление связей с Россией не мешает ему искать возможного примирения с США, отношения с которыми у него остаются сложными еще с 80-х годов. Тогда США поддерживали никарагуанских "контрас", воевавших с СФНО. При этом Ортега заявляет и о возможности предъявления иска к Вашингтону о возмещении ущерба, причиненного гражданской войной, в размере 17 миллиардов долларов.
В отношениях с Москвой таких проблем нет, тем более что РФ, как в свое время и СССР, оказывает помощь Никарагуа. Это не миллиардные кредиты и безвозмездное финансирование, но и малозаметной ее не назовешь. Россия поставляет в Никарагуа пшеницу, а также автобусы производства "Группы ГАЗ" и легковые машины LADA Kalina, использующиеся как такси.