Сезария Эвора сделала музыку островов Зеленого мыса всемирным трендом - критики
18 декабря 2011 года
"Босоногая дива" Сезария Эвора, которая скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет, вывела музыку своих родных островов Зеленого мыса на мировой уровень благодаря своему таланту и зародившейся тоске по искренности в музыкальной среде, отравленной бездушностью изъезженных жанров, считают российские музыкальные критики.
"ЧЕРНАЯ ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА"
Музыкальный критик Артемий Троицкий, отвечая на вопрос о феномене певицы, сказал, что "Эвора добилась популярности относительно недавно - где-то в конце 80-х начале 90-х годов, то есть уже в зрелом возрасте, а до этого была она женщиной простой и абсолютно необразованной в музыкальном отношении".
Насколько известно Троицкому, "на островах Зеленого мыса, где Эвора прожила всю жизнь, особо нет учебных заведений ни музыкальных, ни прочих".
"Но в итоге она сделала музыку своих островов популярной во всем мире, поскольку женщина она на самом деле исключительно талантливая и голосистая, а стиль ее казался очень экзотичным и пришелся ко двору людям, которые устали от бездушности современной поп-музыки. Услышали они в пении Эворы что-то вечное и бесконечно душевное. Думаю, именно поэтому она стала популярна и в нашей стране, хотя произошло это значительно позже, чем во Франции и других европейских странах", - считает критик.
Он отметил, что у него Эвора всегда вызывала ассоциации с российской певицей Людмилой Зыкиной, и в одном из своих текстов он даже назвал ее "черной Людмилой Зыкиной".
Троицкий вспомнил, что принимал участие в организации первого концерта Сезарии Эворы в Москве в 2002 году на сцене Театра Анатолия Васильева на Сретенке.
"В России ее тут же полюбили за душевность, за то, что песни ее по чувству, по звучанию и по мелодике очень славянские. Так что после московского дебюта Эвору приглашали на гастроли в Россию много раз, и не только в столицу, но и в весьма отдаленных местах - в Сибири, например, и неизменно она собирала полные залы", - рассказал собеседник агентства.
СМЕРТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ "ИЗНОСА"
Говоря о гастролях, критик отметил, что, по его мнению, "смерть Сезарии - это во многом результат работы на износ".
"С одной стороны, считается, что Эвора очень активно участвовала в благотворительной деятельности и давала много денег на образование у себя в Кабо-Верде, а с другой стороны, я абсолютно уверен, что износ этот был спровоцирован и ее французскими менеджерами, которые постоянно требовали от нее гастролей и новых альбомов", - сказал Троицкий.
Он считает, что подобная загруженность привела к тому, что "и концерты Эворы с годами становились все более усталыми, да и всем ее поклонникам известно, что лучшие ее альбомы - это первые три-четыре, а то, что она записывала в последние годы, было значительно слабее".
"И это не удивительно, поскольку невозможно певице, да еще и находящейся в таком возрасте, выдерживать этот постоянный творческий и энергетический уровень. Думаю, если бы Сезария Эвора жила и пела в свое удовольствие, и не довлела бы над ней эта обязаловка выступать, записываться и приносить деньги налево и направо, она бы прожила еще не один год или даже не один десяток лет", - заключил Троицкий.
В сентябре 2011 года Сезария Эвора объявила о том, что она заканчивает эстрадную карьеру из-за проблем со здоровьем, а буквально в апреле она приезжала с концертом в Москву, где представила молодую соотечественницу Луру, которая, похоже, должна стать ее преемницей.
ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА
В свою очередь, журналист Сергей Пархоменко, который также присутствовал на дебюте певицы в Москве, правда, не в роли организатора, а в роли давнего ее поклонника, рассказал о том, что познакомился с творчеством Эворы чуть ли не раньше всех в России и стал невольным пропагандистом ее музыки у нас в стране.
"Мой папа был корреспондентом Гостелерадио на Островах Зеленого мыса в конце 80-х годов и, приехав оттуда, он привез мне магнитофонную кассету с одной теткой, которую он слышал там в одном ресторане - там же продавались самодельные кассеты с ее записями. Тогда я впервые услышал Эвору, и она мне очень понравилась", - поделился Пархоменко.
Спустя почти 20 лет, в самом начале 2000-х он обнаружил диск Эворы в одном из музыкальных магазинов Парижа.
"Я привез альбом в Москву, и оказалось, что я один из первых, кто начал распространять ее музыку здесь, а потом появился интернет, и я стал вывешивать ее в сети. Таким образом, я нечаянно оказался одним из пропагандистов ее творчества в России", - сказал журналист.
По его мнению, быстро набравшая силу популярность Эворы в мире и, в частности, в России объясняется просто: "Она открыла огромный пласт мировой музыки и заставила нас всех интересоваться колоссальной креольской культурой - главное не путать креольскую культуру, касающуюся островов Карибского моря, и культуру языка креоли - это такой компот из французского, португальского и всяких африканских наречий".
Пархоменко, как и Троицкий, обратил внимание на частоту гастролей певицы. Впервые увидев ее на закрытом концерте в Театре Васильева на Сретенке, он удивился, что буквально через несколько недель она снова выступала с концертом в Москве.
"А потом ее еще раз привезли в Москву, потом еще раз, потом еще 50 раз - это классический случай, когда такой неумеренной эксплуатацией замечательную певицу низвели до состояния корпоратива и в какой-то момент совершенно перекормили ею публику - люди перестали слышать, что собственно она поет", - считает собеседник агентства.
ВСЕМИРНЫЙ ТРЕНД
По мнению председателя Московской ассоциации джазовых журналистов, джазового критика Дмитрия Ухова, "Эвору на волну успеха вынесла новая мировая музыка, которую она представляла".
"Когда рок, поп и джаз уже не могли вариться в собственном соку, дошла очередь до этой музыки, где произошел сплав всего, ведь Кабо-Верде - это пересечение многих путей, поскольку порт является маленькой моделью мира", - сказал он.
Критик уверен, что "эта "босоногая бабушка" стала суперзведой именно потому, что совпали три обстоятельства - новая мировая мода на новую мировую музыку, сосредоточие в Кабо-Верде сплава всего наиболее жизнеспособного во всей музыке и, конечно, то, что она была очень талантливой певицей".
"А ее морны - печальные серенады с минорными интонациями очень резонировали с нашими вкусами в России", - добавил Ухов.
С ним согласен и музыкальный критик Артур Гаспарян, который назвал Эвору "человеком уникальной судьбы".
"Певица, которая всю жизнь жила любимой музыкой и благодаря своей преданности искусству уже в зрелом возрасте, когда другие заканчивают свои карьеры, все-таки смогла сделать музыку своих любимых островов всемирным трендом. Это ее главная заслуга, особенно учитывая, что сделала она это вопреки всем законам шоу-бизнеса", - сказал Гаспарян.
ЦАРИЦА МОРНА
Обладательница нескольких "Грэмми", самой престижной премии Франции Vitoire de la Musique и кавалер ордена Почетного легиона, Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в Минделу, Кабо-Верде.
Свой первый сольный альбом Distino di belta певица выпустила в 1987 году, когда ей было 45 лет. На ее счету более десятка пластинок, которые миллионными тиражами разошлись по всему миру. Ее песни, исполненные на креольском диалекте в сопровождении рояля, гавайской гитары, скрипки, аккордеона и кларнета покорили все страны и континенты, а ее манера выходить на сцену босой - символ бедности, в которой живут ее соотечественники на Островах Зеленого мыса, - была ее "визитной карточкой".
Впрочем, известна она не только благодаря своему неподражаемому пению, но и обширной благотворительной и общественной деятельности - в своей стране она одна полностью содержала всю систему образования. Благодаря певице тысячи жителей Кабо-Верде научились читать и писать.