Рост влияния оппозиции в Госдуме почти не изменит курс в экономике РФ - депутаты
8 декабря 2011 года
Усиление влияния оппозиции в Госдуме по итогам выборов принципиально не изменит процесс формирования экономического законодательства, считают опрошенные агентством "Прайм" депутаты, хотя в "Единой России" не исключают принятия ряда популистских предложений оппозиции, а оппозиционные фракции, в свою очередь, рассчитывают, что единороссы будут больше к ним прислушиваться и не будут продавливать непопулярные решения.
По итогам выборов в Госдуму шестого созыва проходят четыре партии, при этом "Единая Россия" получает 238 мандатов против 315 в прошлой Думе - то есть у единороссов больше не будет конституционного большинства. Президент России Дмитрий Медведев, возглавлявший список единороссов на парламентских выборах, заявил, что в этих условиях "Единой России" придется создавать блоки и коалиции в новой Думе.
КПРФ может претендовать на 92 мандата в Госдуме, "Справедливая Россия" - на 64 мандата, ЛДПР - на 56 мандатов. В Госдуме пятого созыва КПРФ представляли 57 депутатов, ЛДПР - 40, эсеров - 38.
Согласно Конституции, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы - 450. Две трети голосов требуется только при повторном принятии закона, отклоненного Советом Федерации или президентом РФ, а также для принятия федеральных конституционных законов.
СКОРОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ
Член Общественной палаты России, исполнительный директор общественного комитета "За открытость правосудия" Денис Дворников ранее высказал мнение, что "полевение" Госдумы может привести к увеличению социальной нагрузки на бюджет, затягиванию принятия законов экономической тематики и к росту числа популистских законопроектов.
Однако член фракции "Единая Россия", депутат Госдумы Евгений Федоров, который занимал пост главы комитета по экономической политике и предпринимательству в Госдуме пятого созыва, полагает, что законопроекты в новой Думе не будут рассматриваться дольше - они проходили обсуждение всех фракций и раньше.
"Любой законопроект - он обсуждается всеми фракциями, всеми депутатами. И принимается только тогда, когда это обсуждение закончено. Понятно, что учесть все интересы и все предложения невозможно, но все они всегда обсуждаются", - отметил Федоров.
По словам первого заместителя руководителя фракции "Справедливая Россия" Михаила Емельянова, "Единая Россия" все равно осталась в большинстве, и у оппозиции нет парламентских механизмов для того, чтобы остановить или затормозить принятие каких-либо экономических законов.
"Другое дело, что если эти законы будут проходить только 230 голосами, то их легитимность будет под вопросом, и будет больше шансов привлечь внимание общественного мнения к тому, что предлагает "Единая Россия". Я думаю, что теперь ей придется оглядываться на оппозицию и принимать в расчет ее мнение", - сказал Емельянов.
"Я думаю, что в случае консолидированного решения у оппозиции появится возможность останавливать какие-либо варианты законопроектов, когда ЕР будет явно вступать в конфронтацию и это будет затрагивать интересы оппозиционных партий. Думаю, что Госдума, наконец-то, станет местом для дискуссии. Возможно, появится парламентский контроль, хотя бы в усеченном варианте. Кроме того, ЕР не сможет обеспечить свое большинство во всех комитетах", - заявил первый зампред фракции ЛДПР Максим Рохмистров.
БЮДЖЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
Один из последних важных федеральных законов, принятых Госдумой пятого созыва, - о бюджете на 2012-2014 годы - был поддержан только фракцией "Единая Россия", несмотря на заявления ее представителей о выделении значительных средств на поддержку здравоохранения, соцразвития, развитие экономики и укрепление обороноспособности страны.
Мнения оппозиционных партий о необходимости повышения социальных обязательств во многом сходятся. Теперь ЕР будет вынуждена прислушаться к позиции других фракций, ожидают они.
"Я не думаю, что в рамках падения своего рейтинга при жесткой критике оппозиции "Единая Россия" будет продавливать непопулярные решения. Очень многие позиции действительно были схожи у оппозиционных фракций по увеличению расходов на социальные обязательства", - сказал Рохмистров из ЛДПР.
При этом депутат признал, что фракции "расходились во мнениях о том, откуда взять деньги".
Так, фракция КПРФ, голосуя против бюджета на 2012-2014 годы, указывала на то, что главный финансовый документ страны наполовину состоит из нефтяных доходов. Кроме того, депутаты фракции заявляли о неоправданности направления больших средств в Резервный фонд при сокращении расходов на ЖКХ и регионы, развитие науки, сельского хозяйства.
Фракция "Справедливая Россия" также не поддержала сокращение расходов на ЖКХ, фундаментальные исследования в науке и помощь регионам. Кроме того, замглавы фракции Оксана Дмитриева, как и депутаты фракции КПРФ, не раз заявляла о том, что значительные средства, направляемые в Резервный фонд, нужно тратить на развитие экономики и социальную поддержку населения.
Фракция ЛДПР при рассмотрении проекта бюджета настаивала на увеличении объемов финансирования сельского хозяйства и фармацевтической промышленности. По мнению лидера партии Владимира Жириновского, в настоящее время граждане РФ получают продовольствие плохого качества и фальшивые лекарства из-за границы.
Средства на проведение реформ должны появиться за счет сокращения расходов на госаппарат, повышения налогов для банков и ритейлерских сетей, а также за счет исключения из бюджета расходных статей, направленных на содержание бывших советских республик, считает Жириновский.
Комментируя предложения оппозиционных фракций, Федоров отметил, что учесть все предложения оппозиции, даже с учетом того, что она получила больший вес в Госдуме, не получится.
Эсер Емельянов, в свою очередь, сообщил, что, скорее всего, в следующем году могут появиться другие задачи, на решение которых потребуются средства федерального бюджета, и фракция будет обращать внимание именно на них. "У меня ощущение, что нам предстоит следующий год очень трудный, социальные реалии могут серьезно измениться. И у нас могут появиться очень серьезные иные проблемы, которые потребуется решать", - сказал он.
ПИАР ИЛИ ИНТЕРЕСЫ НАРОДА?
По словам представителей оппозиционных фракций, из-за того, что в Госдуме стало больше оппозиции, число законопроектов не увеличится: все они, как и раньше, будут вноситься исключительно для того, чтобы решать существующие проблемы в жизни общества.
Как заявил депутат от ЛДПР Рохмистров, законопроекты, которые "Единая Россия" считает популистскими, вносятся для того, чтобы граждане РФ могли нормально жить. "Законопроекты в поддержку ветеранов ВОВ - они за нас воевали, потом работали на восстановление экономики. И наши победители живут в сотни раз хуже, чем проигравшие ветераны в Германии. О каком популизме может идти речь, когда они живут в ужасных условиях? А инвалиды - они что, не люди? Дайте им условия, они бы с удовольствием работали", - сказал он.
"Очень часто нынешняя партия власти и либералы популистскими называют законопроекты, которые реально отвечают интересам людей. И самое главное - даже те законопроекты, которые обеспечены ресурсами", - соглашается депутат "Справедливой России" Емельянов.
У "Единой России" по поводу популистских законопроектов свое мнение. По словам депутата Федорова, законопроектов оппозиции без финансового обоснования станет гораздо больше, и часть из них, конечно, будет принята. "В связи с этим работа Госдумы станет более разбалансированной. Но это же выбор народа. Вот вы, к примеру, полюбили малоэффективного мужа, так кто же вам запретит его любить? А могли бы, между прочим, полюбить эффективного", - сказал депутат.
"Деньги из воздуха не формируются. И когда кто-то говорит "давайте увеличим вот эту статью", необходимо обсудить это предложение, посмотреть, за счет каких доходов или сокращения каких расходов можно это сделать", - отметил он.
"Очень важно нулевое чтение, то есть не когда бюджет уже в Думе, а заранее, за полгода, чтобы дойти до всех тонкостей. Просто надо будет активнее заниматься этой работой, в том числе и депутатам других фракций", - указал в связи с этим Федоров.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ОППОЗИЦИЯ
В настоящее время депутаты "Справедливой России" предлагают госрегулирование естественных монополий: на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, согласно которому цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления должны устанавливаться ежегодно в расчете на финансовый год. При этом рост цен не должен превышать плановой инфляции.
Эсеры также выступают за то, чтобы деятельность по производству и обороту этилового спирта велась только организациями, в уставном капитале которых доля участия РФ составляет более 50%. Порядок осуществления этой деятельности и перечень организаций, имеющих право ее осуществлять, предлагается определить правительству.
В ЛДПР предлагают национализировать всю тяжелую промышленность и дать Госдуме право каждый год устанавливать ограничения по ценам на основные продукты питания. Также ЛДПР предлагает восстановить госмонополию на алкоголь, табак и сахар. По словам лидера партии Жириновского, "это самый большой доход - около 30%, вот вам и бюджет".
"Единая Россия" выступает против этих инициатив, отмечая, что госрегулирование данных сфер деятельности не сможет существенно повлиять на рост доходов бюджета. Кроме того, последние принятые законы об обороте алкогольной продукции и так повысили собираемость налогов до максимума, отмечают единороссы.
В числе законопроектов, недавно внесенных в Госдуму депутатами оппозиционных фракций, есть законопроекты об освобождении от транспортного налога легковых автомобилей и автобусов, которые находятся в собственности многодетных родителей, а также об освобождении от налогов доходов граждан, проживающих в дотационных регионах.
Фракция КПРФ намерена добиться того, чтобы на развитие науки выделялось не менее 4% доходов бюджета, заявлял ранее член фракции, академик Жорес Алферов.
Депутаты КПРФ предлагают принятие законодательных норм, гарантирующих инвалидам доступность объектов социальной инфраструктуры и транспорта, включая жилые дома, государственные учреждения, учреждения образования, медицины, культуры и спорта. Предлагается также введение системы налоговых льгот для инвалидов первой и второй групп - предпринимателей без образования юридического лица.