Россия может инициировать до 120 разбирательств в рамках ВТО - Медведков
20 декабря 2011 года
Россия может инициировать до 120 разбирательств по поводу барьеров для доступа российских товаров и услуг на рынки других стран в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), сообщил глава переговорной делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков в интервью газете "Коммерсант".
"Таких потенциально возможных разбирательств больше 120. Это те барьеры, которые мы квалифицируем как не вполне соответствующие правилам ВТО", - сказал он.
По его словам, часть барьеров будет снята автоматически после вступления в ВТО, например квоты ЕС в отношении ввоза российской стали. В то же время, часть барьеров в ЕС считают соответствующими нормам организации.
"Так, в течение многих лет мы вели тяжелый разговор с Комиссией ЕС по энергокорректировкам. В рамках антидемпинговых процедур комиссия ЕС отказывалась применять российскую цену энергоносителей, прежде всего газа, при расчете издержек. Для расчетов применяли "суррогатные цены", по которым этот газ покупали европейские производители и на этой основе вводили антидемпинговую пошлину. Мы разбирали эту ситуацию по косточкам, но еще три года назад нам коллеги сказали, что эти пошлины не отменят. Мы же считаем, что наши цены на энергоносители соответствуют нормам ВТО. Может быть, скоро мы встретимся в суде ВТО", - отметил Медведков.
По его словам, в отношении заградительных мер Китая в сфере синтетических каучуков завершается анализ на предмет соответствия этих мер обязательствам Китая перед ВТО. По его оценке, для поиска решения может понадобиться полтора-два месяца.
"В прошлом мы на эту проблему не обращали внимания по одной простой причине - у Китая не было обязательств перед Россией. Поэтому формально не было и оснований требовать от Китая изменений этих мер, как, собственно, и у Китая не было оснований требовать изменения наших мер, которые Китай может воспринимать как дискриминационные. Нам просто нужно пройти часть пути на предмет определения соответствия торговых барьеров нормам ВТО, а уже потом принимать решение, что делать дальше. Если Китай вел себя не в соответствии с нормами ВТО, то мы будем говорить с китайскими партнерами, и, возможно, если не найдем общего решения и если наш бизнес будет в этом заинтересован, тогда пойдем в ВТО", - сказал российский переговорщик.
Говоря о механизме разрешения споров он отметил, что инициатива по ним должна исходить от бизнеса - бизнес дает сигнал своему правительству о проблемах с доступом на рынок партнера, а правительство проверяет достоверность этого сигнала.
"Если правительство убеждается, что торговый партнер действительно нарушает свои обязательства по ВТО, то оно вступает с ним в консультации. Для таких консультаций отпущен очень ограниченный период времени. Если мы не договариваемся об отмене барьеров, мы имеем право обратиться в арбитраж ВТО. Он уже в составе коллегии независимых экспертов из стран, кроме России и ее оппонента, примет решение о том, кто прав, кто виноват. Возможны и варианты двусторонних сделок, когда во время двусторонних консультаций наш партнер сохранит ограничения, но пойдет на уступки в другом секторе.", - добавил Медведков.
Говоря о конкретных изменений после присоединения к ВТО, которые произойдут в тарифном регулировании по конкретным товарам, представитель МЭР сообщил, что для ядерных реакторов и оборудования к ним предусмотрен уровень связывания, равный действующим пошлинам в 15%, обязательств их снижать нет.
На котлы действует пошлины от 0 до 10%. "Мы договорились зафиксировать пошлины на котлы, которые облагались по ставке 0% в основном на уровне 5% без обязательств по снижению. На те котлы, где действует пошлина в 10%, уровень связывания составит в основном 15% с обязательством их понизить до 5-7,5% за четыре года", - добавил Медведков.
На газогенераторы, на которые действует ставка от 0 до 5%, зафиксировали размер пошлины на начальном этапе в основном на уровне 15% с последующим снижением до 7,5-10% за четыре года. На турбины на водяном пару и паровые, облагающиеся действующей ставкой пошлины на уровне 15%, зафиксировали на начальном этапе на уровне 15-20%. Ставка в 15% пересматриваться не будет, кроме как для турбин мощностью свыше 1000 кВт - мы договорились о ее снижении до 13% за два года. Там же, где действует ставка 20%, мы будем снижать ее до 15% за четыре года. Пошлины на газовые турбины сегодня составляют от 0 до 8%. Договорились зафиксировать их на уровне 5%, 10% и 15%. Снижение с 10-15% произойдет до 5% за два-три года, с 10% до 7,5% - за два года и с 5% до 3% - за два года.
Пошлины на суда сразу после присоединения не изменятся. Действующий тариф на суда в основном на уровне 5%. Это же уровень зафиксирован и в качестве связывания без обязательств по снижению. На яхты, парусные суда, лодки, катера действующий тариф в основном 20% - он же определен и как начальный уровень связывания. Снижение в основном предусмотрено до 15% за два года. На моторные речные лодки - до 10% за четыре года. Для буровых (плавучих или работающих под водой) и эксплуатационных платформ сегодня действующий тариф составляет 20%. На том же уровне зафиксирован и начальный уровень связывания с последующим снижением до 15% за пять лет, сказал представитель МЭР.
Экспортные пошлины на никель на момент присоединения не должны превышать 5% и через четыре года после присоединения полностью обнулятся. То же правило будет действовать и в отношении алюминия. Пошлины на медь составят 10% на момент присоединения и обнулятся через четыре года, сообщил Медведков.