Протесты в Москве повышают для властей риски на выборах президента
24 декабря 2011 года

Второй крупный митинг в Москве "За честные выборы", прошедший в субботу на проспекте Академика Сахарова, демонстрирует, что протестная активность, вопреки надеждам властей, не спадает - людей на акцию, несмотря на предновогоднюю суету, пришло не меньше, чем на Болотную площадь. При этом изменение риторики практически всех выступавших на митинге в сторону более жесткой критики власти и лично премьера Владимира Путина повышает для властей риски в президентскую избирательную кампанию, поскольку по мере отдаления от выборов 4 декабря и приближения к 4 марта основной мишенью протестующих становится не "Единая Россия" и руководство ЦИК, а кандидат от партии власти на высший пост в стране.

Однако опасность этого тренда для Кремля пока не критична: в стане оппозиционеров нет единства и консолидирующей фигуры лидера, их убеждения и требования носят калейдоскопический характер, а среди сторонников "Честных выборов" появился экс-министр финансов и старый друг премьера Алексей Кудрин, который фактически предложил услуги посредника в диалоге власти и улицы. Однако если власти не вернут себе инициативу в политической сфере и будут игнорировать настроения значительной части общества, то самоорганизация оппозиционеров, которая позволяет эффективно решать логистические проблемы организации акций протеста, начнет принимать политический характер, считают политологи.

Накануне для участия в акции протеста зарегистрировалось около 50 тысяч человек, однако некоторые эксперты говорили, что столько людей организаторы собрать не смогут по нескольким причинам: держать общество в постоянном политическом напряжении очень сложно, нынешние выходные - последние перед Новым годом, и многие предпочтут участию в митинге поездку за подарками или за продуктами к праздничному столу. К тому же на улице значительно морознее, чем две недели назад.

Однако эти ожидания не оправдались - людей пришло больше, чем на Болотную. По данным правоохранителей, в митинге на Болотной площади участвовали около 25 тысяч человек, организаторы утверждали, что участников было в несколько раз больше. В митинге на Сахарова было заявлено участие 50 тысяч человек. МВД объявило, что пиковое число участников митинга достигало 30 тысяч. В ГУМВД подчеркнули, что заявление организаторов митинга о присутствии 120 тысяч человек не соответствует действительности - столько на проспекте Сахарова просто не поместится. Полиция разъяснила, что производит оценку численности участников митинга, руководствуясь данными, получаемыми путем технического подсчета со считывающих устройств рамок металлодетекторов.

По мнению политолога Николая Карнеги из Центра Карнеги, властям не стоит рассчитывать, что после праздников ситуация успокоится.

"Позитивно, что было принято решение на это реагировать не жестко, но в целом ситуация раскручивается по спирали, и расширяется круг присоединившихся. Дальше, как мне кажется, будет еще больше. Если раньше говорили, что это офисный планктон или скучающая молодежь, то сейчас очевидно, что это не так", - сказал Владимир Петров из Карнеги-центра.

НОВЫЕ ЛИЦА

Сцена, на которой были написаны лозунги "Россия будет свободной", "Эти выборы фарс" и "Фальсификаторов под суд", объединила под своей крышей десятки людей, среди которых были и старые борцы с властью, и рок-музыканты, и известные писатели. Двумя новыми лицами для публичной политики, которые сделали заявку на заметную партию в этой игре, стали блогер и адвокат Алексей Навальный, который сделал себе имя на антикоррупционных разоблачениях и стал автором самого обидного для "Единой России" мема, и экс-министр финансов Кудрин, давний соратник главной мишени митингующих - премьера Путина.

Навальный не присутствовал на предыдущем митинге на Болотной площади, потому что провел 15 суток под административным арестом после акции протеста на Чистых прудах 5 декабря, вылившейся в попытку шествия к зданию ФСБ на Лубянке, которое было жестко пресечено полицией. Некоторые активисты в многочисленных интернет-дискуссиях, которые развернулись в последние недели, называли Навального идеальной консолидирующей фигурой для оппозиции, и даже его близкие отношения с националистами не пугали многих.

На сцене Навальный, всегда производящий впечатление достаточно уравновешенного и спокойного человека, преобразился в говорящего броскими лозунгами оратора, при этом во время своего выступления он несколько раз срывался на крик, когда пытался завести толпу слоганами типа "Не забудем, не простим". "У нас украли голоса, и мы пришли забрать то, что нам не принадлежит", - сказал Навальный. В ходе своего выступления он даже бросил в толпу, что на площади достаточно людей, чтобы "взять" Кремль и Белый дом, однако пока оппозиция этого делать не будет.

Подобные заявления вызвали недоумение не только в толпе - как сообщил один из участников акции протеста, люди вокруг него восприняли эти слова с явным неудовольствием. Со сцены Навальному ответила известная телеведущая Ксения Собчак, которая призвала создать новое политическое движение, которое бы объединило всех, кто не имеет своей партии на нынешнем политическом ландшафте. По мнению Собчак, возглавить такое движение должны "не те, кто зовет захватывать Кремль".

Кудрин, который появился на сцене вскоре после начала митинга, получил слово лишь спустя два с половиной часа после его начала.

За несколько часов до митинга Кудрин, который до этого всегда сторонился публичной политики, выступил со статьей в "Коммерсанте", в которой поддержал основные требования оппозиции, связанные с выборами в Думу, и призвал отправить в отставку главу ЦИК Владимира Чурова

Перед участниками митинга Кудрин повторил многое из того, что он написал в статье. При этом он говорил не о признании выборов недействительными, как того требует оппозиция, а о проведении досрочных выборов в нижнюю палату парламента.

"Сегодня нужно принять закон о партиях, провести регистрацию, предвыборную кампанию, и только после этого мы сможем провести выборы, поэтому я предлагаю внести в резолюцию (митинга) предложение о досрочных выборах. Только тогда мы сможем получить необходимую власть", - сказал Кудрин. Это предложение, однако, в итоговую резолюцию митинга не попало.

Кроме того, он предложил создать специальную группу, которая стала бы формулировать требования по политической реформе и начала бы диалог с властью, чтобы провести выборы 4 марта в новых условиях. При этом экс-министр готов всячески способствовать этому диалогу.

После митинга Кудрин сказал журналистам, что все предложения, выдвинутые им митинге, он высказывал и премьеру Путину, однако какая на них была реакция у главы правительства, он не уточнил.

Экс-премьер Михаил Касьянов считает, что Кудрин может выполнить роль посредника между властью и оппозицией, учитывая тот вес, который имеет бывший министр в ближнем круге премьера. Однако он пока не знает, готова ли власть к такому диалогу.

ЦЕЛЬ ОППОЗИЦИИ - ГЛАВНЫЙ КАНДИДАТ ОТ ВЛАСТИ

Главным отличием предыдущей акции протеста стала жесткая антипутинская риторика, которую использовали многие участники митинга - не только политики, но и звезды шоу-бизнеса и журналисты. Наиболее часто используемым образом стал образ "бандерлогов" из сказки про Маугли, с которыми сравнил Путин участников акций протеста в ходе своей "прямой линии" на прошлой неделе. "Мы не бандерлоги", - повторяли на разные лады выступавшие.

"Реплики, брошенные Путиным во время "прямой линии", тоже дали повод для такой генерации лозунгов и антипутинских мемов. То есть, это в том числе и реакция на "прямую линию" премьера", - считает глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремезов.

По мнению политологов, неприятие Путина - это фактически единственное, что объединяет разношерстных политиков, собравшихся на митинг.

"Путин оказался в центре протестной активности. Это связано, прежде всего, с тем, что перевыборы в Госдуму в ближайшее время - это поезд уехавший, и эта тема не может уже консолидировать протестующих", - считает Ремизов.

"На Болотной тема выборов была главной для всех собравшихся, и многие выступающие демонстративно отказывались от обсуждения других тем. Сейчас Госдума сформирована, ближайшие перевыборы не слишком актуальны. Это понимают как власти, так и протестующие. Поэтому сейчас протест заточен на дату предстоящих президентских выборов - 4 марта, поэтому в центре оказывается отношение к Путину", - сказал Ремезов.

Глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов полагает, что так как антипутинский настрой был ожидаем, власть могла бы предугадать это и дать ответ в послании президента. "Например, в послании могла бы прозвучать инициатива сократить конституционные полномочия президента. Это могло бы стать ответом на протестные настроения", - сказал Виноградов.

По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, "Россия - без Путина" при всей своей кажущейся привлекательности - самый слабый лозунг оппозиции.

"Потому что дальше возникает вопрос - а что дальше. В этом самое слабое место оппозиции. У них нет сильной фигуры, которая могла бы конкурировать с Путиным", - считает Мухин.

ЧТО ДЕЛАТЬ ВЛАСТЯМ

По мнению политологов, власти в ситуации подготовки к президентским выборам могут и должны сделать так, чтобы у оппозиции не осталось никаких возможностей говорить о том, что предстоящие выборы будут нечестными.

По словам Ремезова, Путин должен продемонстрировать на предстоящих выборах свою способность побеждать в честной борьбе и перехватить политическую инициативу.

"Путину нужно будет вернуть доверие старого путинского большинства или создать новое большинство", - сказал Ремезов.

Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что властям придется наказать виновных за фальсификации выборов 4 декабря.

"Власти надо создать комиссию по расследованию нарушений, допущенных в ходе парламентской избирательной кампании, и включить туда представителей оппозиции, организаторов этих митингов", - считает Хомяков.

Как считает Мухин, власть уже начала перехватывать наиболее удачные лозунги у оппозиции, и послание президента Дмитрия Медведева, где было объявлено о полномасштабной политической реформе, включая переход к выборности губернаторов, это ярко продемонстрировало.

"Власть, позаимствовав лозунги, ставит их себе на службу. У оппозиции выбивают самые удачные лозунги, а остальные лозунги - маргинальные" - считает он.

По его словам, в стане протестующих уже начинает обозначаться брожение.

"Националисты требуют первые ряды, а либералы их отдавать не хотят, потому что первые ряды - это все", - говорит Мухин.