Правозащитники считают освобождение Гулевич победой, а ее дело заказным
27 декабря 2011 года
Правозащитники называют освобождение предпринимателя Натальи Гулевич победой, но не полной, поскольку считают длительный арест тяжелобольной женщины ошибочным, а дело в отношении нее заказным.
Таганский суд Москвы в понедельник приговорил Гулевич к трем годам условно за мошенническое хищение около 600 миллионов рублей, подсудимая была освобождена в зале суда. Согласно приговору, Гулевич должна компенсировать "Номос-банку" более 590 миллионов рублей и уплатить государству штраф в размере 1 миллиона рублей. Суд учел в качестве смягчающего обстоятельства тяжелое заболевание Гулевич и учел, что она провела под стражей более года на стадии следствия. Испытательный срок определен в пять лет, в течение которых Гулевич не имеет права покидать территорию страны и должна отмечаться в правоохранительных органах.
"Дело было острое. Мы следили за ним, бывали неоднократно в ее (Гулевич) камере, добивались изменения меры ее пресечения. Все могло кончиться летальным исходом", - сказал член Московской хельсинской группы Валерий Борщев.
По его словам, длительный арест предпринимательницы выглядит дико, с учетом того, что суд дал ей наказание, не связанное с лишением свободы. Около 25% людей, сидящих в СИЗО, получают оправдательные приговоры или наказание, не связанное с лишением свободы, добавил он.
"Суд понял, что ей нельзя в колонию. Она просто там погибнет", - сказал Борщев.
Он считает правильным, что защита Гулевич будет обжаловать приговор.
"Мое убеждение, что дело заказное. Дело носит рейдерский характер. Надеюсь, высшая судебная инстанция более внимательно к нему отнесется", - сказал правозащитник.
Штраф он назвал неподъемным для предпринимательницы и выразил надежду, что его сумма будет пересмотрена.
Член президентского Совета по правам человека, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в свою очередь назвал освобождение Гулевич "победой в ситуации сегодняшнего дня".
"Мы можем сказать, что ситуация Гулевич - это победа, но ее надо было отпускать раньше, о чем мы неоднократно говорили", - сказал Кабанов.
Он отметил, что гуманизации исполнительной системы наказаний не произошло, несмотря на поручение президента. Он также считает, что дело в отношении Гулевич носит заказной характер.
"Президент говорил о том, что надо наказывать тех, кто возбуждает заказные уголовные дела. Но у нас нет механизмов проверки, заказное ли дело", - заметил Кабанов. По его словам, Гулевич не единственный пример, рейдерство происходит в отношении как среднего бизнеса, так и крупного, "крупнее, чем даже у Гулевич".
ДЕЛО ГУЛЕВИЧ
Гулевич в 2005 году, будучи гендиректором и акционером ЗАО "ГП "Статус", взяла кредит в Номос-банке. В 2008 году она договорилась с банком о перекредитовке, и кроме здания, которое послужило залогом, в качестве залога банк потребовал передать 100% акций группы аффилированной организации (ООО "Трен"). Из соглашения следовало, что при уплате по кредиту 10 миллионов долларов, Гулевич возвращается 100% акций "Статуса". Несмотря на то, что задолженность в большей части была погашена, в 2009 году банк отозвал у Гулевич доверенность на управление ЗАО "ГП "Статус". В августе 2009 банк ввел на территорию вооруженный ЧОП "Родон" и полностью захватил комплекс.
По словам супруга обвиняемой, Гулевич неоднократно поступали предложения "сотрудничать" с банком. "Вплоть до того, что предлагали выбрать любую статью кодекса, а банк бы в это время легализовал владение комплексом. Миллион долларов за такую уступку предлагали", - сказал Гулевич, добавив, что следователь предлагал ему встретиться, чтобы "урегулировать вопрос".
Уголовное дело в отношении Натальи Гулевич было возбуждено в июле прошлого года по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). В СИЗО обвиняемая находилась со 2 декабря 2010 года.
По информации пресс-службы Номос-банка, в 2005 году он выдал Гулевич кредит на 26,5 миллиона долларов и до апреля 2008 года заемщик выплачивал только проценты по договору, без погашения собственно кредита. Предпринимательница заложила тогда здание на Садовнической набережной и 100% акций ГП "Статус", владеющей еще рядом построек на улице Садовнической.
В разгар кризиса банк согласился на реструктуризацию долгов фирм Гулевич, выдав ей еще один кредит. В итоге сумма займа предпринимательницы у Номос-банка составила 49,7 миллиона долларов, из которых 17 миллионов долларов сразу же забрали на погашение предыдущих кредитов, рассказал агентству РАПСИ директор по связям с общественностью банка Александр Дмитриев.
По его сведениям, в 2009 году Гулевич прекратила платежи, оставшись должна банку более 30 миллионов долларов или более одного миллиарда рублей.
Дмитриев добавил, что когда здания и акции уже были заложены Номос-банку, ГП "Статус" выступила поручителем по кредитам, которые у Русского элитарного банка (РЭБ), Федерального банка ближнего Востока (ФВВБ), Европейский Банк Реконструкции и Развития взял Александр Глуховской. По его словам, российские СМИ связывают Глуховского с рейдерством и называют одним из наиболее разыскиваемых Интерполом российских преступников и он, по некоторым данным, задержан в Таиланде.
Кроме того, банк обнаружил, что заложенные ему активы обременены кредиторской задолженностью фирм-однодневок - несмотря на то, что в момент выдачи кредитов залоги были чистыми. По словам Дмитриева, на здания по Садовнической улице претендуют РЭБ и ФВВБ и по ним с обоими банками идут судебные разбирательства.