Нефть и газ в 2011 году: новые трубы, партнеры и налоги
26 декабря 2011 года
Минувший год оказался богат на события для нефтегазовой отрасли, на российском рынке заключались и срывались мега-сделки, запускались новые трубопроводы, а весь мир пристально следил за конфликтами в арабском мире, обеспечивающем значительную часть мировой добычи углеводородов.
МЕГА-СДЕЛКА И ДЕЖАВЮ
Новый 2011 год российский ТЭК начал с большим размахом, уже 14 января "Роснефть" и британская ВР в присутствии российского премьер-министра объявили о создании стратегического международного альянса. Предполагалось, что "Роснефть" получит 5% акций ВР в обмен на 9,5% своих акций, а вместе компании начнут совместную разработку на трех Восточно-Приновоземельских участках на российском шельфе Арктики. Общий объем соглашения об обмене акциями мог составить 16 миллиардов долларов, а инвестиционный объем первого этапа шельфового проекта оценивался в 1,4-2 миллиарда долларов.
Но не успели компании и несколько недель построить грандиозные планы, как против сделки неожиданно выступили российские партнеры ВР по ТНК-ВР - консорциум AAR. Они заявили, что сотрудничество "Роснефти" и ВР может разрушить конкурентное преимущество консорциума, к тому же, согласно акционерному соглашению, все свои проекты в России ВР должна была реализовывать через ТНК-ВР. Уже в феврале консорциуму удалось добиться запрета на сделку в Высоком суде Лондона, в апреле запрет был продлен на неопределенный срок. Несмотря на то, что "Роснефть" и ВР продлевали срок соглашения об обмене акциями с 14 апреля до 16 мая, реализовать его не удалось. В июне стороны признали поражение и прекратили переговоры.
Впрочем, "Роснефть" не засиделась в невестах, еще в разгар переговоров с ВР глава компании Эдуард Худайнатов говорил, что в ее офис выстроилась очередь из потенциальных партнеров, из которых в августе и был выбран американский гигант ExxonMobile. "Роснефть" и ExxonMobil 30 августа заключили соглашение о стратегическом партнерстве, почти аналогичное несостоявшемуся соглашению с ВР. Инвестиции обеих компаний в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве оцениваются в 200-300 миллиардов долларов, а совокупный экономический эффект - в 500 миллиардов долларов. Компании не будут обмениваться акциями, но "Роснефть" рассмотрит возможность приобретения доли участия в ряде геологоразведочных и действующих проектов ExxonMobil в Северной Америке, включая месторождения в Мексиканском заливе, месторождения с трудноизвлекаемыми запасами нефти в Техасе (США), Канаде и проекты в других странах. Компании также договорились совместно изучить возможности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири.
АКЦИОНЕРЫ ТНК-ВР СНОВА ССОРЯТСЯ
Несостоявшаяся сделка с "Роснефтью" послужила причиной для нового конфликта акционеров в ТНК-ВР. В отличие от произошедшего в 2008 году, этот конфликт проходит более вяло, но по-прежнему с судебными исками и отставками менеджеров. Одной из жертв ссоры стал Максим Барский, который тщетно ждал назначения на пост главы ТНК-ВР почти два года. Его кандидатура была выбрана после урегулирования предыдущего конфликта акционеров и была компромиссной. Однако за прошедшие годы расстановка сил в компании изменилась - ВР пережила грандиозную аварию в Мексиканском заливе и стала больше заинтересована в своем российском бизнесе, приносящем стабильный доход.
Это почувствовали российские акционеры компании, которые поняли, что усиление их позиций дает возможность не соглашаться на компромиссные варианты. В результате Барский в октябре покинул компанию, а BP и AAR договорились о новой структуре топ-менеджмента ТНК-ВР. При этом было решено, что нынешний главный исполнительный директор (председатель правления) компании и ее совладелец Михаил Фридман, который возглавил компанию после прежнего конфликта, останется на своем посту до конца 2013 года. Сейчас акционеры не исключают, что новый глава ТНК-ВР может быть выбран внутри компании.
Еще весной AAR заявил, что за нарушение акционерного соглашения с ВР может быть взыскано 5-10 миллиардов долларов, однако истребовать их может только сама ТНК-ВР как пострадавшая сторона. Осенью консорциум обратился в Стокгольмский суд, чтобы доказать факт нарушения акционерного соглашения, в декабре суд отклонил ходатайство ВР о прекращении рассмотрения этого дела, предполагается, что слушания будут продолжены в следующем году. Параллельно продолжаются разбирательства в российских судах, миноритарный акционер "ТНК-ВР Холдинга" счел, что его интересы были ущемлены несостоявшейся сделкой с "Роснефтью" и оценивает свой ущерб в 496 миллиардов рублей. Пока требования миноритария не нашли понимания в судах, но он обжаловал их решения в апелляции.
TOTAL ПРИШЛА В НОВАТЭК, А ОН ПРИДУМАЛ НОВУЮ СТРАТЕГИЮ
Не обошлось без крупных сделок и в газовой отрасли - французская нефтегазовая компания Total в начале марта договорилась о приобретении 12% акций крупнейшего независимого производителя газа ОАО "НОВАТЭК" . Сама французская компания оценивала сделку по вхождению в НОВАТЭК в 4 миллиарда долларов. В 2004 году французы собирались купить блокпакет НОВАТЭКа за 1 миллиард долларов. Сделка по приобретению 12% акций была закрыта в апреле. Кроме того, Total заявила о намерении в течении трех лет поэтапно докупить еще 7,4% российской компании - сначала ее доля будет увеличена до 15%, а впоследствии - до 19,4%. В начале декабря Total заявила, что приобрела 2% акций НОВАТЭКа за 800 миллионов долларов, увеличив, тем самым, свою долю до 14,09%.
Кроме того, НОВАТЭК и Total в марте 2011 года подписали меморандум о сотрудничестве, в соответствии с которым французская компания является стратегическим партнером по проекту "Ямал СПГ", а в начале октября сделка была закрыта. Total заплатила за 20% в проекте 425 миллионов долларов. НОВАТЭК обсуждает участие в проекте еще с несколькими компаниями из Индии, Катара и Японии. Предварительный проект может быть готов к первому кварталу 2012 года, а окончательное инвестрешение ожидается к концу 2012-началу 2013 года. НОВАТЭК предусматривает привлечение порядка 7-8 миллиардов долларов на финансирование "Ямал СПГ".
Помимо этого, НОВАТЭК в декабре представил стратегию развития до 2020 года. Компания планирует к этому сроку нарастить объем продаж газа в РФ до 90 миллиардов кубометров. В 2012 году компания планирует продать 59,5 миллиарда кубов газа, к 2015 году увеличить объемы до 72 миллиардов кубометров газа в год. По оценкам НОВАТЭКа, его доля на рынке газа в РФ к 2020 году возрастет вдвое и составит 14%. Объем добычи газа в 2015 году составит 68 миллиардов кубометров, в 2020 году - 113 миллиардов кубометров. Добыча жидких углеводородов компанией увеличится с 4,2 миллиона тонн в 2011 году до 8,6 миллиона тонн к 2015 году и до 13,3 миллиона тонн к 2020 году. Для достижения данных показателей НОВАТЭК планирует капзатраты в 2011-2020 годы в размере 580 миллиардов рублей (без НДС), без учета затрат по проекту "Ямал СПГ".
ОКНО В ЕВРОПУ
В газовой отрасли Россия в этом году сделала несколько значительных шагов по защите от транзитных рисков при экспорте голубого топлива. В ноябре "Газпром" (51% в проекте) вместе со своими иностранными партнерами немецкими Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas (по 15,5%), французской GDF Suez и нидерландской Gasunie (по 9%) запустил в эксплуатацию первую нитку газопровода "Северный поток", на который будет перенаправлена часть украинского транзита. По территории Украины до ввода в строй "Северного потока" прокачивалось порядка 80% российского газа в страны Европы. В последние годы по украинской трубе проходило порядка 100 миллиардов кубометров газа в год. Уже в следующем году первая нитка "Северного потока" выйдет на проектный уровень в 27,5 миллиарда кубометров, а осенью планируется запустить вторую нитку с таким же объемом. Таким образом, транспортировка по новой трубе вскоре выйдет на уровень в 55 миллиардов кубометров.
Впрочем, другой маршрут экспорта российского газа - через Белоруссию - сокращение не ожидает. В конце ноября "Газпром" купил 50% акций "Белтрансгаза" за 2,5 миллиарда долларов, доведя свою долю в предприятии до 100%. Взамен Белоруссия получила скидку на газ в текущем году и подписала выгодный контракт на поставки газа в 2012-2014 годах. Во втором полугодии 2011 года Белоруссия будет оплачивать газ частично - по 244,8 доллара за тысячу кубометров вместо контрактной цены в 279,16 доллара в третьем и 305,72 доллара в четвертом квартале. Среднегодовая цена газа для Белоруссии в 2012 году составит 165,6 доллара за тысячу кубометров.
Более определенным стал и другой проект, который "Газпром" реализует для диверсификации поставок газа - "Южный поток". Осенью было подписано новое акционерное соглашение, в соответствии с документом доли в морском участке проекта "Южный поток" распределились следующим образом: "Газпром" - 50%, Eni - 20%, Wintershall Holding и EDF - по 15%. Таким образом, были урегулированы давние разногласия "Газпрома" и Eni по поводу реализации проекта, а доля итальянской компании сократилась более чем вдвое - с 50% до 20%. Стороны по-прежнему рассчитывают запустить новый газопровод в декабре 2015 года, однако в конце 2011 года появилась информация, что основная магистраль пойдет не в Австрию, которая активно лоббирует альтернативный проект Nabucco, а на север Италии. Таким образом, "Газпром" отказался от варианта транспортировки крупных объемов газа в хаб в австрийском Баумгартене, а также от идеи строительства трубопровода через Грецию и Адриатическое море в южную часть Италии.
ТРУБОЙ БОЛЬШЕ, ТРУБОЙ МЕНЬШЕ
Система магистральных нефтепроводов в этом году пополнилась участком на Ямале. "Транснефть" в конце октября запустила трубу Пурпе-Самотлор, которая в будущем станет частью нефтепровода Заполярье (ЯНАО) - поселок Пурпе (ЯНАО) - Самотлор (ХМАО). Мощность Пурпе-Самотлор, предназначенного для транспорта нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, составит 25 миллионов тонн нефти в год. "Транснефть" потратила на него 45 миллиардов рублей против плановых 53 миллиардов рублей, по словам главы Минэнерго Сергея Шматко, показав "мастер-класс по снижению издержек". Пурпе-Самотлор обеспечит поставки нефти как в западном, так и в восточном направлениях, а нефтяники получат возможность маневрирования при поставках нефти на экспорт и на внутренний рынок.
Вместе с тем, ввод другого важного объекта - БТС-2 - "Транснефти" пришлось перенести с декабря на первый квартал 2012 года, причиной тому стали проблемы при сооружении причалов терминала в Усть-Луге - конечного пункта БТС-2.
Совсем отказаться "Транснефти", похоже, придется от нефтепровода Бургас-Александруполис. Проект несколько лет сталкивался с препонами со стороны одного из участников - Болгарии. Нефтепровод на 35 миллионов тонн в год с расширением до 50 миллионов тонн планировалось проложить из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море. РФ, Болгария и Греция подписали соответствующее межправсоглашение в 2007 году. Болгария несколько лет копила долг по проекту, а в начале декабря заявила, что прекращает участие в нем, посчитав экономически невыгодным. "Транснефть", в свою очередь, взяла тайм-аут, ожидая дальнейших указаний от российских властей. Минэнерго РФ заявило, что российская позиция определится после Нового года.
НАЛОГИ ПРОТИВ "САМОВАРОВ"
Осенью Россия наконец-то ввела новый режим налогообложения нефтяной отрасли РФ, получивший условное название "60-66". Он вступил в действие с 1 октября; в связи с изменением формулы расчета пошлина на экспорт нефти снизилась примерно на 7%, а пошлины на светлые и темные нефтепродукты теперь унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть. Кроме того, сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина - 90% от пошлины на нефть. Постановление также предусматривает, что с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть. Пошлина на экспорт бензина с мая была повышена с 60% до 90% от пошлины на нефть в связи с резким ростом цен на моторное топливо на внутреннем рынке и на фоне дефицита бензина в ряде регионов.
Режим "60-66" обсуждался в правительстве РФ с начала 2011 года, а в целом дискуссия об унификации ставок экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты продолжалась несколько лет. Предыдущая формула расчета пошлин, как предполагалось, должна была способствовать модернизации нефтеперерабатывающих заводов за счет большой разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты. На практике нефтекомпаниям стал выгоден экспорт мазута, получаемого в результате первичной переработки, экспортная ставка на который была 46% от экспортной пошлины на нефть. Это привело к тому, что компаниям стало невыгодно инвестировать средства в строительство дорогостоящих установок по производству светлых нефтепродуктов. Также стало увеличиваться количество простых нефтеперерабатывающих заводов, прозванных участниками отрасли "самоварами".
Новый режим налогообложения, по замыслу его авторов, должен исправить эту ситуацию и, кроме того, дать нефтекомпаниям дополнительные средства на разведку новых месторождений и увеличение нефтеотдачи действующих за счет снижения ставки экспортной пошлины на нефть. Унификация пошлин на экспорт нефтепродуктов на уровне 66% сделает менее выгодным экспорт темных и более выгодным - светлых нефтепродуктов, и подтолкнет компании к увеличению глубины переработки на действующих заводах.
ПРИЗРАК КРИЗИСА
Одной из причин ввода новой системы налогообложения послужило и то, что Россия, являющаяся одной из крупнейших мировых нефтяных держав, в этом году столкнулась с неожиданной проблемой - весной заправки в ряде регионов продавали не более 20 литров бензина в одни руки. Эксперты называли причиной очевидного дефицита топлива сдерживание внутренних цен на бензин на фоне мирового удорожания нефти. Нефтяникам было выгоднее экспортировать нефтепродукты, чем продавать внутри страны. Для ограничения экспорта власти временно повысили пошлины на экспорт бензина до 90% от пошлины на нефть. После этой экстренной меры уже в мае из всего произведенного в РФ бензина на экспорт не было отправлено ни литра. ФАС, и без того держащая нефтяников под прицелом несколько последних лет, приступила к проверкам с новыми силами. В последующие месяцы тема дефицита нефтепродуктов, мнимого или явного, всплывала еще не раз. Так, осенью участники рынка заговорили о нехватке керосина в московских аэропортах. Нефтяникам пришлось запросить резервные объемы топлива в Росрезерве, но ситуация стабилизировать, и запасы остались не тронуты.
Другой причиной дефицита стал техрегламент, запретивший продажу бензина класса 2 в РФ с начала года. Техрегламент был подготовлен еще в 2008 году, но его введение откладывалось дважды по просьбе нефтяников, не успевавших провести модернизацию НПЗ. В итоге, власти в сентябре одобрили внесение в действующий техрегламент третьих по счету изменений, продлевающих оборот бензинов и дизельного топлива класса 2 на два года - до 31 декабря 2012 года, класса 3 на три года - до 31 декабря 2014 года, класса 4 на один год - до 31 декабря 2015 года. При этом правительство поручило профильным министерствам и ведомствам до 30 апреля 2012 года представить предложения о санкциях в отношении компаний, которые не провели в срок модернизацию НПЗ.
Новым инструментом обеспечения топливом внутреннего рынка станет резервирование. Минэнерго в декабре внесло в правительство проект постановления о мерах по стабилизации внутреннего рынка, потратив на его разработку нетипично короткий для себя срок - полгода. Проект предусматривает создание коммерческого резерва в 2 миллиона тонн топлива на базе "Роснефтегаза". Закупки топлива будут вестись в период низкого потребления, а в случае возникновения дефицита топливо будет продаваться по коммерческим ценам.
КИТАЙСКИЙ СЮРПРИЗ
Российско-китайские нефтяные отношения в текущем году неожиданно споткнулись о ценовую составляющую. В конце марта "Роснефть" и "Транснефть" заявили, что их контрагент по поставкам нефти в Китай - "дочка" государственной CNPC - снизила оплату за нефть на 7%. Россия начала экспорт нефти в Китай по отводу от ВСТО 1 января. В соответствии с межправсоглашением, поставки ведутся по контрактам между "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC в течение 20 лет в объеме 15 миллионов тонн в год. По договоренностям, покупатель платит за нефть рыночную цену. Кроме того, китайская сторона прокредитовала "Роснефть" на 15 миллиардов долларов, "Транснефть" - на 10 миллиардов долларов.
Спустя три месяца после начала поставок Китай заявил, что не согласен с формулой расчета цены и в одностороннем порядке снизил плату. В последующие месяцы заявления о готовности "Транснефти" и "Роснефти" обратиться в суд чередовались с информацией о том, что стороны близки к договоренности. Китай то частично погашал долг, то вновь недоплачивал за нефть. Наконец в октябре состоялся очередной визит российской делегации в КНР, и высокопоставленные лица обоих государств заявили, что решение найдено. Глава "Транснефти" пояснил журналистам, что Россия адаптирует цену к условиям рынка, ожидая взамен, что Китай погасит долг в течение двух-трех недель. С тех пор официальных заявлений о том, погасил ли Китай долг, не делалось. Впрочем, новых претензий партнеры также не выдвигали.
ЛИВИЙСКИЙ ФАКТОР
В начале года мировая нефтяная отрасль столкнулась с серьезным сокращением поставок из-за вооруженного восстания в Ливии - страна, которая добывала 1,6 миллиона баррелей нефти в день, сократила добычу и экспорт нефти более чем в три раза. Сразу после начала конфликта о временном сокращении объема или прекращении работ по добыче нефти и газа в Ливии объявили все иностранные компании, в частности британская BP, итальянская Eni, французская Total, норвежская Statoil, англо-голландский концерн Shell и американская ConocoPhillips, большинство из которых уже частично возобновили добычу в стране.
Поставки на мировой рынок начали активно восстанавливаться лишь после смерти Муамара Каддафи, правившего Ливией 42 года и погибшего 20 октября. По последним данным, добыча нефти в стране восстановилась до 1 миллиона баррелей нефти в день. Мнения относительно сроков выхода страны на довоенный уровень добычи разделились и варьируются от середины следующего года до середины 2014 года. Российские нефтяники до начала конфликта в Ливии выполняли там ряд контрактов - в Джамахирии работали "Газпром нефть" и "Татнефть" . Министерство энергетики РФ рассчитывает, что российские компании смогут возобновить работу в Ливии до середины 2012 года.
Одним из результатов резкого сокращения добычи в Ливии стало повышение квот на добычу ОПЕК. В декабре организация, после полугода разногласий, согласовала повышение квоты на добычу нефти впервые за три года - до 30 миллионов баррелей в сутки. Предыдущая квота ОПЕК на добычу нефти составляла 24,845 миллиона баррелей в день и не менялась с декабря 2008 года.
Между тем, фактический уровень добычи нефти 12 странами ОПЕК в ноябре уже составлял 30,68 миллиона баррелей в день. Новая квота на добычу не будет пересматриваться, как минимум, до второго полугодия 2012 года. Картель вернется к установлению индивидуальных квот для каждой страны после достижения Ливией прежнего уровня добычи. Следующая очередная встреча ОПЕК, где может быть пересмотрен вопрос о квотах, состоится в Вене 14 июня 2012 года. Впрочем, решения ОПЕК по размеру квот еще с прошлого кризиса потеряли серьезное влияние на цену нефти, которая в течение всего 2011 года стабильно держалась выше 100 долларов за баррель.