МЭР РФ предлагает сократить число объектов регионального контроля
2 декабря 2011 года
Минэкономразвития РФ предлагает сократить перечень видов регионального контроля уменьшив количество объектов контроля, а также за счет мероприятий, контролирующих качество, а не безопасность, говорится в докладе министерства о региональном контроле в РФ.
В документе, опубликованном на сайте Минэкономразвития в пятницу, отмечается, что перечень контрольно-надзорных полномочий, которые должны осуществлять органы власти на региональном уровне, в настоящий момент избыточен и превосходит ресурсный управленческий потенциал субъектов РФ.
"В связи с этим необходимо сократить перечень видов регионального контроля, прежде всего за счет видов контроля, обеспечивающих качество, а не безопасность, также сократить перечень объектов контроля", - полагают в министерстве.
СУЗИТЬ КОНТРОЛЬ
Для этого предлагается исключить из федеральных законов положения, предусматривающие контроль качества, а не безопасности, в том числе госконтроль за соблюдение требований в области торговой деятельности (что не исключает осуществления федеральными органами исполнительной власти контроля в сфере защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора и других видов контроля), госнадзор в области племенного животноводства, семеноводства, контроль за готовностью транспортных средств, предоставляемых Вооруженным силам РФ, другим войскам и специальным формированиям в период мобилизации и в военное время.
Кроме того, предлагается предусмотреть возможность реализации на практике отдельных видов контроля по усмотрению субъектов Федерации. При этом регионам должно быть предоставлено право уменьшать обязательные требования, сужать сферу контроля и так далее. К числу таких видов контроля, по мнению МЭР РФ, надо отнести региональный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр и лотерей. Упразднение этого надзора не исключает осуществление соответствующего вида надзора ФНС России в фискальных целях.
"Необходимо особо отметить, что субъекты РФ могут уменьшать уровень контроля только в той мере, в которой, по их мнению, это не повлечет ущерба охраняемым Конституцией и законодательством ценностям", - говорится в докладе.
КОНТРОЛЬ ЗАКОННЫЙ И НЕЗАКОННЫЙ
В МЭР отмечают, что необходимо пресечь практику, когда определенная часть региональных мероприятий по контролю осуществляется без законных оснований.
Из выявленных семи видов незаконного контроля целесообразно легализовать три вида контроля - госконтроль за соблюдением центрами технического обслуживания контрольно-кассовых машин порядка продажи, технического обслуживания и ремонта техники, который должен быть закреплен в законодательстве как федеральный и передан для осуществления ФНС России, надзор за техсостоянием и соблюдением правил эксплуатации аттракционов, который должен быть включен в состав надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также контроль в сфере социальной защиты.
В отношении других видов контроля - контроля в сфере благоустройства, погребения и похоронного дела, контроля за соблюдением требований законодательства в области организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, контроль в области водного транспорта - необходимо обратить внимание прокуратуры для применения мер прокурорского реагирования.
НУЖНА ПРАВОВАЯ БАЗА
В докладе также указывается на несовершенство федеральной нормативно-правовой базы отдельных видов регионального контроля. Помимо этого, имеется ряд случаев, когда закон не содержит требования о принятии конкретизирующего подзаконного акта, однако такой акт необходим, поскольку закон не регламентирует данный вопрос, а какие-либо подзаконные акты отсутствуют. Такая ситуация сложилась в отношении контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования в регионах.
"Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования и реализацию государственной политики в соответствующих сферах, необходимо разработать и представить в правительство РФ проекты указанных выше актов", - полагают в Минэкономразвития.
Министерство установило, что в отношении 50% переданных субъектам РФ контрольных полномочий установлен только порядок надзора федерального органа за нормативным регулированием региона, а порядок контроля за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий отсутствует.
Поэтому федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за исполнением переданных полномочий (Минприроды России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России), необходимо принять административные регламенты, предусматривающие порядок осуществления как надзора за нормативным регулированием субъекта Федерации, так и контроля за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий.
В докладе отмечается, что темпы принятия административных регламентов исполнения функций регионального контролю недостаточны, и если они сохранятся, то регламентация будет закончена в лучшем случае через пять-семь лет. Аналогичная ситуация сложилась с административными регламентами взаимодействия органов контроля. Однако темпы их разработки и принятия еще ниже, чем регламентов контроля.
"Имеют место случаи противоречия региональных нормативных правовых актов федеральному законодательству", - говорится в докладе МЭР. Это касается наделения контрольными полномочиями государственных учреждений субъектов РФ и сохранения в региональных актах правил осуществления контроля, соответствующих утратившему силу закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 2001 года.
Специалисты министерства полагают, что необходимо совершенствовать систему отчетности субъектов РФ об эффективности регионального контроля.