Globaltrans может купить "ММК-Транс" и "Металлоинвесттранс"
20 декабря 2011 года

Совет директоров крупнейшего в России частного железнодорожного оператора Globaltrans во вторник может принять решение о покупке двух конкурентов - железнодорожных компаний "Металлоинвеста" и Магнитогорского металлургического комбината (ММК) общей стоимостью 600-700 миллионов долларов, пишет во вторник газета "Коммерсант".

Как сообщили изданию два источника в отрасли, Globaltrans ведет переговоры о покупке железнодорожных компаний, подконтрольных "Металлоинвесту" и ММК - кэптивных операторов "Металлоинвесттранс" и "ММК-Транс". Источники "Коммерсанта" в ММК и "Металлоинвесте" подтверждают, что вопрос продажи транспортных компаний рассматривается.

Официально в "Металлоинвесте" отказались от комментариев. В ММК сказали газете, что решение о продаже транспортного бизнеса пока не принято.

"На сегодняшний день ММК в целях обеспечения собственной транспортной безопасности рассматривает возможности для заключения долгосрочных контрактов с потенциальными владельцами вагонов. От этого в немалой степени будет зависеть будущее "ММК-Транс", - цитирует издание представителя меткомбината. В Globaltrans заявили "Коммерсанту", что видят "различные варианты" для реализации стратегии компании, направленной на рост и упрочение позиций на рынке, - "от покупки новых вагонов до приобретения активов".

Globaltrans должен получить 100% долей в обеих компаниях. Скорее всего, они год-полтора будут работать как дочерние общества, после чего встанет вопрос о слиянии с основным активом Globaltrans - Новой перевозочной компанией, говорит источник "Коммерсанта" на рынке. Сохранить на первое время текущую структуру нужно для того, чтобы обеспечить спокойное и комфортное обслуживание бывших материнских компаний.

Как отмечает газета, в настоящее время "Металлоинвесттранс" выполняет около 30% от всех перевозок "Металлоинвеста", у "ММК-Транс" этот показатель немного ниже. Однако обе компании консолидируют все грузопотоки ММК и "Металлоинвеста", распределяя по рынку их объемы перевозок. Поэтому при продаже компаний "Металлоинвест" и ММК, скорее всего, подпишут с Globaltrans долгосрочные договоры на обеспечение перевозок всей грузовой базы.

По информации "Коммерсанта", в парке ООО "Металлоинвесттранс" 10,4 тысячи вагонов. По данным ОАО "РЖД", объем перевозок за первое полугодие 2011 года с учетом привлеченного парка составил 20 миллионов тонн (объем перевозок собственным парком - 7,9 миллиона тонн). Выручка в 2010 году - 19,8 миллиарда рублей, чистая прибыль - 1,6 миллиарда рублей.

В парке ООО "ММК-Транс" 3 тысячи вагонов. Объем перевозок за первое полугодие 2011 года - более 10 миллионов тонн.

Один из собеседников "Коммерсанта" утверждает, что "Металлоинвест" ищет покупателя на свой железнодорожный актив с лета. "Обсуждались разные варианты, в числе которых была продажа "Металлоинвесттранса" группе "Совфрахт", - рассказывает он. Однако стороны не договорились, после чего предложение было направлено Glolbaltrans. "По достигнутым договоренностям, "Металлоинвесттранс" частично будет оплачен деньгами, а частично - акциями Globaltrans", - уточнил собеседник "Коммерсанта".

Сейчас у группы нет казначейских акций. Но на сегодня запланировано внеочередное заседание совета директоров Globaltrans, на котором будет рассмотрен вопрос выкупа 2,3% акций у одного из акционеров - Envesta Investments Ltd (всего владеет 14,45% акций, подконтрольна гендиректору Globaltrans Сергею Мальцеву и главе совета директоров Александру Елисееву). На выкуп акций, согласно условиям сделки, компания потратит около 47 миллионов долларов. По неофициальной информации, господа Мальцев и Елисеев контролируют и 22,5% "ММК-Транса", где ММК владеет только 50% (остальные доли - у менеджмента комбината).

"Globaltrans и так работал с ММК и управлял вагонами "ММК-Транса", поэтому сделка, по сути, будет поглощением уже отчасти аффилированной компании, - считает гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. - Но покупая "Металлоинвесттранс", группа получит не просто вагоны, а грузовую базу, превышающую их количество, а значит, возможную для перевозки вагонами самого Globaltrans (49,5 тысяч - "Коммерсант")". По оценкам эксперта, "ММК-Транс" может стоить около 150 миллионов долларов, а "Металлоинвесттранс" - до 600 миллионов долларов. Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" оценивает "ММК-Транс" в 180 миллионов долларов, "Металлоинвесттранс" - не дороже 400 миллионов долларов.