За идею Дворковича об антикоррупционной проверке всех законопроектов в Думе только ЕР
18 ноября 2011 года
Помощник президента России Аркадий Дворкович предложил распространить антикоррупционную проверку на все законопроекты. Мнения парламентских партий по этому поводу диаметрально разошлись: единороссы считают идею хорошей, ЛДПР - неосуществимой, КПРФ говорит, что действующих норм достаточно, нужно только добиваться их исполнения, эсеры называют единственным средством борьбы с коррупционноемкостью "реальную многопартийность" в Госдуме.
Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" вступил в силу в июле 2010 года. Он создал правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы важных документов (нормативных правовых актов органов власти, организаций, их должностных лиц). Сейчас проводится антикоррупционная экспертиза только тех документов, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, а также нормативных актов бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного и природоохранного законодательств.
"Предлагаю вернуться к магнитогорским инициативам президента России, выдвинутым этой весной, и посмотреть, что сделано. Считаю, что сделано многое и это приведет к улучшению инвестиционного климата. Только надо не отклоняться от принятых решений. В частности, все законопроекты должны проходить антикоррупционную экспертизу и проверяться на предмет создания избыточных барьеров для предпринимательской деятельности. Согласны?" - написал Дворкович в блоге на сайте "большого правительства".
Позже, комменируя отклики на свое предложение, он уточнил: "А может быть большое правительство и должно быть коллективным экспертом?" При этом помощник президента согласился с важностью мониторинга правоприменения: "Его можно осуществлять силами контрольных органов, большого правительства, участников сетевых сообществ, любых активных граждан и независимых СМИ". Еще одна проблема, считает Дворкович - "внесение спешных поправок на стадии рассмотрения в парламенте, где лоббисты пробивают свои интересы уже без экспертизы".
В соответствии с законом, "коррупционным фактором" считаются положения документов или проектов нормативных актов, которые дают исключительно широкие пределы "усмотрению" чиновников, "создают возможность необоснованного применения исключений из общего порядка" или предъявляют неопределенные, трудновыполнимые требования к гражданам и организациям, создающие условия для коррупции.
ЕР: СМЫСЛ ЕСТЬ
Депутат-единоросс, глава антикоррупционной комиссии Госдумы Алексей Волков поддержал предложение Дворковича.
"Сегодня, по положению о комиссии, мы рассматриваем законопроекты, когда есть поручение Госдумы и только при их внесении на рассмотрение палаты", - сказал Волков .
На дальнейших этапах законодательного процесса, по его словам, таких полномочий у комиссии по противодействию коррупции нет.
"В предложении Дворковича есть смысл, поскольку ни по одной поправке никаких заключений нет. Их обсуждают профильные комитеты, правовое управление (Думы), но это чисто юридическая составляющая", - добавил он.
По мнению парламентария, проверка законопроектов и поправок к ним поможет в противодействии коррупции на законодательном уровне. "Для проведения такой работы нужно увеличить не только штат комиссии, но и создать при ней серьезный аппарат", - считает Волков.
Вместе с тем, полагает он, для наиболее эффективного противодействия коррупции нужна хорошая работа судебной и правоохранительной систем, когда нарушение установленных требований жестко наказывалось бы по закону.
ЭСЕРЫ: ПРОТИВОРЕЧИТ КОНСТИТУЦИИ
Первый замруководителя думской фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов считает, что предложение Дворковича о антикоррупционной экспертизе всех законопроектов противоречит конституции страны.
"Все субъекты права законодательной инициативы (те, кто могут вносить законопроекты в Госдуму, например депутаты и сенаторы) совершенно самостоятельны в использовании своего права законодательной инициативы, поэтому предложение любую инициативу направлять в "большое правительство" или в "малое правительство" - это неконституционно", - сказал в пятницу Емельянов, который входит в комитет палаты по конституционному законодательству и госстроительству.
Он считает, что главный и совершенно законный механизм борьбы с коррупцией - реальная многопартийность и дискуссия в Госдуме.
"Лучшее лекарство от коррупции - это политическая конкуренция", - сказал Емельянов.
"Если в парламенте не будет монополии, если будет настоящая конкуренция, то никакие бюрократические органы не нужны будут, потому что любой коррупциогенный фактор будет тут же выявлен оппозиционными фракциями или наоборот правительственной партией и представлен публике", - сказал Емельянов.
ЛДПР: ИДЕЯ ХОРОШАЯ, НО НЕОСУЩЕСТВИМАЯ
Руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев назвал идею Дворковича "очень правильной и нужной для развитого демократического государства", но запоздалой и неосуществимой, пока в стране не произойдет "кадровая революция".
"В нашем случае получится, что хотели как лучше, а вышло как всегда. К сожалению, у нас все хорошие идеи остаются только на бумаге. За последние годы от президента России прозвучало очень много хороших предложений, но реализовано на деле с гулькин нос", - сказал Лебедев .
Он подчеркнул, что существующий в стране уровень коррупции не позволит реализовать такую идею независимо от того, кто будет ее реализовывать - большое правительство, активные граждане или СМИ.
"Она (коррупция) сожрет любую хорошую инициативу. И прежде чем начать претворять их в жизнь, необходимо провести в стране кадровую революцию", - сказал парламентарий.
Он также назвал главным лоббистом в парламенте "Единую Россию" и предложил Дворковичу начать проверки с инициатив партии власти.
"За последние восемь лет не было ни одного документа, законопроекта, проекта заявления Госдумы оппозиционной фракции, который был бы внесен хоть с малейшим нарушением парламентского регламента. Прежде чем что-то предложить, нужно пройти большое количество согласований", - сказал Лебедев.
Он добавил, что "Единая Россия" при этом может вносить свои инициатиавы в любой момент "с голоса" и когда хочет снимает с рассмотрения законопроекты.
"Их (единороссов) нужно в первую очередь проверять на коорупциогенность", - заключил политик.
КПРФ: В ЗАКОНЕ УЖЕ ВСЕ ЕСТЬ
Координатор фракции КПРФ в Госдуме Сергей Решульский, комментируя предложение Дворковича, отметил, что все необходимые нормы на этот счет в российском законодательстве уже существуют и не нужн делать что-то новое - достаточно спросить с тех, кто отвечает за исполнение уже действующих законов.
Он напомнил, что соответствующий закон о проверке законодательных инициатив на коорупциогенность уже принят; по нему все законопроекты должны проходить через Минюст России, однако эта норма сегодня не действует, сказал Решульский.
Он напомнил, что "Минюст подписывает (законопроекты) и дает добро, что там нет никаких коррупциогенных норм или положений", и предложил спросить с министра юстиции за качество анализа законов на коорупциогенность.
Кроме того, за правоприменительной практикой сегодня призвана следить общественность, которую представляет специально для этого созданная Общественная палата, заявил он.
"У нас за бюджетные деньги, за средства налогоплательщиков работает Общественная палата. Все уже сделано. С такой помпой все преподносилось: вот сейчас мы создадим Общественную палату, она будет смотреть, как исполняются законы, если вдруг будут какие-то нарушения, она будет тут же реагировать... И кто слышал эту Общественную палату? Где ее материалы, мониторинг, анализ применения принятых законов?" - заявил депутат.
Он также предложил спросить со спикера Госдумы Бориса Грызлова, почему за четыре года, прошедшие после создания комиссии по выявлению фактов коррупциогенности в законах, не появилось ни одного ее материала.
"Спросить с председателя Государственной думы, почему в спорных вопросах он не предоставляет слово председателю комиссии по проверке законопроектов на коррупциогенность и не предоставляет ему слово, хотя даже депутаты из "Единой России", и я это помню, предлагали. Но слово никогда не давалось", - заключил Решульский.