В США спорят о финансировании из бюджета "виртуального" школьного образования
28 ноября 2011 года

Борьба между сторонниками традиционного и дистанционного школьного образования за бюджетные деньги развернулась в США на фоне роста популярности в стране обучения за компьютером, сообщает газета Washington Post.

Лидирует в распространении в США "виртуальной" системы обучения в школах компания K12 в штате Вирджиния, однако критики ее программы, по словам газеты, ставят под сомнение качество такой формы образования и целесообразность ее финансирования за государственный счет.

Газета Washington Post отмечает, что дистанционное образование было задумано как способ обучения лишь небольшого круга школьников, которые в силу тех или иных причин не могут ходить в школу. Причинами этого, к примеру, могут быть большие расстояния, опасения оскорблений со стороны сверстников или даже ранняя беременность.

"Для многих детей местные школы бесполезны. А нынешние технологии дают ребенку шанс. Речь идет о свободе образования", - цитирует газета 48-летнего директора и основателя К12 Рональда Пакарда.

Ему возражает Мэриэлен Калдервуд - представительница школьного комитета в Гринфилде, штат Массачусетс. "Школьники начальных классов перед мониторами - это просто неправильно. Поразительно, как легко люди соглашаются с этим!", - приводит ее слова Washington Post.

Существующая структура предоставления бесплатного образования для американских школьников создавалась не для "виртуальных школ": в частности, пока не ясно, как финансировать такие школы и как следить за качеством предоставляемого в них образования.

Однако, несмотря на такие вопросы, пишет газета, дистанционное обучение все шире распространяется по США: за последние два года более десятка штатов приняли законы, открывающие для него путь, и устранили препятствия для открытия школ с "отдаленным доступом".

Всего около 250 тысяч учеников приняты на полное обучение в таких школах в 30 штатах, согласно данным Сьюзан Пэтрик из профсоюза "Международная ассоциация онлайнового обучения К12". И хотя, по ее словам, это лишь малая часть от 50 миллионов американских школьников, число обучающихся дистанционно быстро растет.

С точки зрения бизнеса, деятельность К12 оказалась весьма прибыльной. По данным Washington Post, за прошедший финансовый год доходы компании составили 522 миллиона долларов, что на 36% выше, чем годом ранее. Чистая прибыль при этом достигла 12,8 миллиона долларов.

Вместе с тем, многие поднимают вопрос о социализации и общении школьников, выбравших виртуальное обучение.

"Получается, что учиться с первого по восьмой классы теперь можно, даже не ступая ногой в настоящий класс. Вряд ли с этим хочется согласиться. Совместное решение проблем, социализация, сотрудничество с другими - это ключ не только для глобальной экономики, но и для того, чтобы просто научиться жить", - цитирует издание Дэвида Фостера из государственного Совета по образованию США.

Стоимость года обучения в онлайн-школе может сильно отличаться в разных частях страны. К примеру, компания К12 получала 3728 долларов за каждого школьника с полным обучением в 2009-2010 учебном году в одном из районов штата Флорида, но в Массачусетсе - это уже 5 тысяч долларов. В округе Колумбия стоимость за каждого ученика возрастала до 6,2 тысячи долларов в год.

Газета приводит в этой связи слова инспектора по начальному и среднему образованию в Массачусетсе Митчела Честера о том, что "пока нет реального способа понять, сколько составляет стоимость обучения в виртуальной школе".

Компании, предоставляющие возможность обучения онлайн, делают упор на привлечение школьников из отдаленных сельских районов.