Проекты РФ, Южной Кореи и КНДР помогут улучшить межкорейские отношения - дипломат
30 ноября 2011 года

Реализация трехсторонних проектов между Россией, КНДР и Южной Кореей в области транспорта и энергетики будет способствовать восстановлению прерванных в последние годы межкорейских контактов, считает курирующий это направление в МИД РФ посол по особым поручениям Александр Тимонин.

Как он сообщил в интервью газете "Коммерсант", опубликованном в среду, трехсторонние проекты - это строительство газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР, соединение Транскорейских железных дорог с Транссибирской магистралью и сооружение линии электропередачи через КНДР для поставки российской электроэнергии в Южную Корею.

"Проекты ведут к укреплению сотрудничества России с КНДР и Республикой Корея и отвечают важным экономическим интересам трех стран. В то же время их реализация, безусловно, нацелена на нормализацию межкорейских отношений. Мы надеемся, что проекты будут способствовать созданию атмосферы доверия между севером и югом Кореи, восстановлению прерванных в последние годы межкорейских контактов, обеспечению энергобезопасности Республики Корея, а также открытию перед КНДР более широких перспектив подключения к международным хозяйственным связям", - сказал посол по особым поручениям.

По его словам, из трех договоров наиболее проработанным является железнодорожный. Планируется построить железнодорожный транспортный коридор протяженностью более 10 тысяч километров, соединяющий север и юг Корейского полуострова с Россией и Европой.

"Сейчас завершаются работы по замене верхнего строения пути на участке Туманган-Раджин, в ходе которых ведется укладка совмещенной колеи (1,52 тысячи и 1,435 тысячи миллиметров), что позволит осуществлять транзитные перевозки на этом направлении без перестановки колесных пар в российских вагонах", - сообщил дипломат.

Тимонин выразил надежду, что ситуация на Корейском полуострове изменится к лучшему, что позволит южнокорейскому бизнесу активно подключиться к модернизации участка северокорейской железной дороги от Раджина до границы с Южной Кореей и тем самым ускорить создание Транскорейской магистрали.

Что касается газового проекта, понадобилось много времени, чтобы руководители КНДР и Южной Кореи "пришли к решению о целесообразности" его воплощения в жизнь, отметил посол. По его мнению, заинтересованность Пхеньяна и Сеула в конечных результатах этого проекта станет одной из гарантий того, что КНДР не будет использовать трубу как политическое оружие для давления на южного соседа.

Он также сообщил, что обязательства участников проекта по созданию максимально благоприятных условий для бесперебойного функционирования газопровода будут включены в российско-северокорейские и российско-южнокорейские договоренности.

Между тем, по словам дипломата, проработка электроэнергетического проекта, связанного с газовым и железнодорожным, не так глубока.

"Сооружение ЛЭП через территорию КНДР в Южную Корею крайне необходимо для энергоемких железнодорожного и газового проектов. Именно поэтому КНДР и Южная Корея проявляют интерес к его реализации", - сказал он.

"Многое будет зависеть от позиции Сеула, который должен стать конечным потребителем российской электроэнергии", - отметил Тимонин.

Отношения между КНДР и Южной Кореей резко обострились в 2010 году после того, как в марте в Желтом море затонул корвет "Чхонан", потопленный, как утверждают в Сеуле, северокорейской торпедой. Затем 23 ноября в районе острова Йонпхёндо в Желтом море, где проходит спорная линия раздела между Севером и Югом, произошел крупнейший в регионе за последние полвека вооруженный инцидент. По сообщениям из Сеула, остров был подвергнут артобстрелу со стороны Севера, и южане открыли ответный огонь. В результате погибли двое южнокорейских военнослужащих, 17 были ранены.

Корейская война 1950-1953 годов завершилась подписанием соглашения о перемирии и формально не окончена до сих пор.