Медведев в Хабаровске проведёт заседание президиума Госсовета по развитию регионов
11 ноября 2011 года
Президент РФ Дмитрий Медведев проведет в Хабаровске заседание президиума Госсовета, посвященное повышению роли регионов в модернизации экономики страны.
Как ожидается, в рамках заседания будут рассмотрены основные проблемы развития регионов и озвучены предложения по активизации их роли в развитии российской экономики.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Как отмечается в материалах, подготовленных рабочей группой Госсовета к заседанию, социально-экономическое развитие российских регионов ограничивается рядом проблем, связанных как с общими условиями развития национальной экономики, так и с особенностями регионального и территориального развития. К числу проблем, в частности, относятся низкие темпы роста и низкая конкурентоспособность экономик, а также отсутствие инновационных регионов-лидеров.
"На сегодняшний день ни один российский регион не может в полной мере обеспечить глобальную конкурентоспособность экономики страны за счет концентрации на своей территории ключевых факторов инновационного производства необходимого уровня", - говорится в материалах.
Среди проблем, которые мешают развитию российских регионов - отсутствие комплексного подхода к развитию национальной инновационной системы как на федеральном уровне, так и на уровне каждого региона, общая низкая восприимчивость к инновациям российского предпринимательского сектора, ориентация на импорт технологий, а не на отечественные разработки.
При этом регионы обладают значительным научно-техническим потенциалом, Россия входит в число лидеров по ряду важнейших направлений исследований и разработок, в том числе в таких областях, как нанотехнологии, живые системы, охрана окружающей среды, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программных средств, отмечается в материалах рабочей группы Госсовета.
Среди других обозначенных проблем - неэффективная пространственная организация страны, неразвитая инфраструктура и отсутствие эффективной системы поддержки проектов в регионах, а также социально-демографические проблемы, высокая концентрация ресурсов в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях, неэффективная отраслевая структура занятости и неэффективное использование бюджетных средств.
НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
Рабочей группой рассматривается несколько возможных вариантов долгосрочного социально-экономического развития страны, среди которых особо выделяется как предпочтительный сценарий "новой индустриализации", который способен обеспечить увеличение темпов экономического роста.
Этот сценарий подразумевает формирование "новых центров компетенций в высокотехнологичных сферах, повышение эффективности экономики в целом и возникновение условий для модернизации массовых производств", а также обеспечение снижения зависимости от экспорта сырья. Кроме того, предполагается активная индустриальная политика, связанная с софинансированием проектов в области развития технологий и инфраструктуры и перераспределение природной ренты из сырьевых отраслей в обрабатывающие за счет изменения налоговой нагрузки, отмечается в материалах.
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РЕГИОНОВ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В качестве мер, которые могли бы повысить роль регионов в модернизации российской экономики, рабочей группой, в частности, предлагается применение проектного подхода для обеспечения развития экономики регионов.
"Суть программного (проектного) подхода заключается в формировании единого взаимосвязанного комплекса государственных и региональных программ, направленных на решение наиболее острых социально-экономических проблем по приоритетным направлениям, и выделении бюджетных ресурсов регионам в рамках реализации этих программ на основе принципов софинансирования, возвратности и ориентации на конкретный результат", - говорится в материалах к заседанию.
Такой подход подразумевает создание системы поддержки и сопровождения проектов в регионах. При этом на федеральном уровне предлагается создать проектный центр, который бы занимался формированием взаимосвязанной системы всех участников процесса создания и реализации проектов и программ в регионах.
На региональном уровне основой для формирования системы институтов развития могут послужить существующие корпорации развития, однако их деятельность должна осуществляться по единому организационному плану и не пересекаться с функциями органов власти, отмечается в материалах рабочей группы.
К числу мер, которые могли бы повысить конкурентоспособность региональной экономики, относится и применение кластерного подхода.
Кроме того, в материалах отмечается необходимость "нового опорного каркаса пространственной организации", который бы основывался на принципах полицентричной пространственной экономической структуры страны. Это может потребовать наделения федеральных округов полномочиями по разработке и реализации программ социально-экономического развития территорий, а также изменения границ округов с целью сближения их с границами экономических районов, говорится в подготовленных материалах.
Предполагается, что на регионы будут возлагаться не только функции поддержания жизнеобеспечения региональных сообществ, но и такие задачи, как участие в реализации общегосударственных программ развития, с учетом специфики и располагаемых конкурентных преимуществ конкретного субъекта Российской Федерации.
В связи с этим должно измениться и качество диалога регионов с федеральным центром, что подразумевает как совместное определение приоритетов развития, так и обеспечение условий для бюджетной самостоятельности регионов в рамках решаемых задач развития, отмечается в материалах рабочей группы.
Кроме того, по мнению рабочей группы, одним из важнейших элементов совершенствования системы управления развитием экономики российских регионов станут стратегии социально-экономического развития федеральных округов. Эти стратегии позволят детализировать для уровня федерального округа цели и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, определенные президентом и правительством.
"В этой связи стратегии социально-экономического развития федеральных округов должны стать обязательным ориентиром для формирования реализуемых на территории государственных программ, федеральных целевых программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий на среднесрочную перспективу, а также критериям для оценки указанных программ с точки зрения комплексного территориального развития", - говорится в подготовленных материалах.
Предполагается, что важным инструментом реализации стратегий должна стать реализация крупных региональных и межрегиональных инвестиционных проектов, что позволит создать в регионах точки экономического роста и снять инфраструктурные ограничения дальнейшего развития.