Госдума рассмотрит во II чтении третий антимонопольный пакет
17 ноября 2011 года
Госдума рассмотрит во втором чтении правительственные законопроекты, входящие в третий антимонопольный пакет, упрощающие предпринимательскую деятельность и усиливающие ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства.
Законопроекты вносят изменения в закон о защите конкуренции, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов.
Третьим антимонопольным пакетом предусматривается сокращение перечня безусловных запретов антимонопольного законодательства, вводится жесткое определение картеля, вертикального соглашения. Кроме того, поправки устанавливают более четкие и прозрачные правила признания цен монопольно высокими. В частности, речь идет о недопустимости признания монопольно высокой цены, сформировавшейся в ходе биржевых торгов.
Предоставляются дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка (не менее одного года). Предусматривается ввести запрет органам власти на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, запрет на установление не предусмотренных законодательством платежей, запрет на указание хозяйствующим субъектам на приобретение конкретных товаров.
Антимонопольному органу предоставляется право отменять гостендеры, проведенные с нарушением установленных правил, вести реестры лиц, привлеченных к ответственности за злоупотребление доминирующим положением, вести реестры должностных лиц органов власти, привлеченных к ответственности за ограничение конкуренции.
Правительство РФ получает право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры рынков в сферах естественных монополий.
При этом сохраняется возможность предоставления государственных и муниципальных преференций субъектам малого и среднего бизнеса в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития предпринимательства.
Кроме того, в соответствии с поправками, будет сформирован реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности, в целях исключения случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением. Публиковать данные сведения в СМИ и на интернет-сайтах запрещается.
Предусматривается сокращение перечня запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и оснований признания таких соглашений картелями. Исключается уголовная ответственность за согласованные действия и "вертикальные" соглашения (продавец - покупатель), сохраняется ответственность только за картельный сговор. Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения должна будет наступать только в случае заключения такого соглашения хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния - картели.
Снимается запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых менее 20% на товарном рынке, а индивидуальная - менее 8%.
Максимальный штраф за злоупотребление доминирующим положением, не связанное с ограничением конкуренции, составит 1 миллион рублей. Предполагается внесение в КоАП РФ обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно поправкам, внесенным в законопроект ко второму чтению, антимонопольному органу дается право направлять предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, а также предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ. Добавлены положения об ответственности за непредоставление информации в антимонопольный орган по его требованию.
Устанавливается, что порядок определения критериев существенного изменения цен на электроэнергию и электрическую мощность определяется правительством РФ.