Якунин пообещал подготовить за 2 дня предложения по оптимизации ж/д грузоперевозок
16 октября 2011 года
Пакет предложений по оптимизации железнодорожных грузоперевозок, составленный на прошедшем в воскресенье комплексном совещании по перевозке угля и зерна в Красноярске, будет подготовлен в течение двух дней, сообщил в воскресенье на брифинге президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин.
В субботу премьер-министр Владимир Путин поручил Якунину выехать в Красноярск, чтобы организовать совещание с грузоотправителями и решить проблему вывоза грузов по железной дороге, возникшую в последние месяцы. Путин напомнил, что в последнее время поступает достаточно много жалоб от промышленников, в частности от сельхозпроизводителей и угольщиков.
"В течение двух дней будет подготовлен протокол по итогам совещания. В него войдут все высказанные сегодня предложения. Во вторник, крайний срок, я буду докладывать об этом премьер-министру РФ Владимиру Путину", сказал Якунин.
На совещании в воскресенье присутствовали представители руководства пяти регионов Сибирского федерального округа, правоохранительных органов и бизнеса. Было предложено создать механизм по координации работы всех операторов рынка железнодорожных перевозок, рассмотреть возможность изменения тарифов для некоторых видов грузов (в частности продукции из древесины с высокой добавленной стоимостью), создать в регионах координационные органы по координации работы железнодорожного транспорта во главе с начальниками филиалов РЖД.
Представители Красноярского и Алтайского краев и Новосибирской области заявили при этом, что их регионы не испытывают трудностей с вывозом зерновых. "Сегодня в Красноярском крае ограничений по вывозу зерна нет", - сказал красноярский губернатор Лев Кузнецов.
По словам замглавы Кемеровской области Андрея Малахова, Кузбасс испытывал трудности с отгрузкой угля.
"В области более 200 операторов грузоперевозок. При этом нет единой системы, регулирующей движение порожних вагонов, что приводит к пробкам и простоям", - сказал Малахов. Тем не менее, в области удалось увеличить загрузку вагонов углем до 7,8 тысячи тонн в сутки, против 6,8 тысячи в сутки в начале октября, в перспективе суточные объемы загрузки буду увеличены еще больше.
На совещании было отмечено, что в России сейчас более 1 миллиона грузовых вагонов и сотни операторов подвижного состава: только на Красноярской железной дороге их 200, а всего в России свыше 1,8 тысячи. Однако из-за отсутствия нормативных документов, регламентирующих движение частного парка грузовых вагонов, возникла дезорганизация в управлении грузоперевозками. Так, на Красноярской железной дороге порожний пробег в отдельные месяцы 2011 года превышал 35% общего пробега, а по цистернам - до 50%.
"На Западно-Сибирской железной дороге норматив (количество вагонов, необходимых для грузоперевозок) превышен в 1,5 раза. По Красноярской железной дороге - в 2 раза. Тем не менее, у нас возникает дефицит вагонов", - заявил Якунин.
Причина в том, что собственник вагонов сам определяет маршруты их движения, не принимая во внимание возможности инфраструктуры. В результате возникают пробки на станциях, вагоны стоят без движения от 5 до 20 суток.
Минтранс ранее разработал изменения в устав железнодорожного транспорта, направленными на оптимизацию управления вагонными парками, в том числе на сокращение непроизводственных простоев. Кроме того, правительство России приняло решение о передаче с 1 ноября в аренду ОАО "РЖД" не менее 200 тысяч полувагонов ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК" (на срок до решения вопросов создания эффективной модели управления парком приватных универсальных вагонов).