РЖД не принципиально получить в аренду 40% частных вагонов, необходим тарифный коридор
25 октября 2011 года

ОАО "РЖД" заявляет о необходимости введения тарифного коридора на перевозку грузов в арендованных у операторов полувагонах, но считает непринципиальной передачу в аренду монополии 10 или 40% парка вагонов частных операторов, сообщил агентству "Прайм" представитель РЖД.

РЖД могут получить в аренду до 40% частных вагонов. Такой вариант предусматривает проект постановления правительства о временном порядке привлечения вагонов "Российскими железными дорогами" для стабилизации ситуации с невывозом грузов.

"Мы не лоббируем эту идею. Вопрос, будут ли частники отдавать 10 или 40%, для нас не принципиален. Наша цель - вернуть технологию работы обезличенным парком и стабилизировать работу сети. А вот тарифный коридор сегодня действительно необходим, чтобы у перевозчика была возможность арендовать вагоны на рынке и работать на общих условиях с частными операторами", - сказал собеседник агентства.

В Некоммерческом партнерстве "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" комментировать идею передачи в аренду РЖД до 40% частных вагонов не стали. Но источник в Совете отметил, что партнерство вынесет на обсуждение в рамках президиума этот вопрос и примет решение.

ТЯЖЕЛЫЙ ГРУЗ

РЖД в этом году не раз поднимали вопрос о проблемах на сети, а 24 сентября направили телеграмму премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой поручить причастным ведомствам ускорить принятие нормативно-правовых актов для нормализации ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

Перевозчик тогда же заявил о необходимости обязать частных операторов подвижного состава, наряду с государственными, предоставлять по требованию принадлежащие им грузовые вагоны, а также осуществить дерегулирование вагонной составляющей в тарифе на перевозку грузов в вагонах перевозчика. Монополия рассчитывают, что государство обяжет всех частных железнодорожных операторов сдавать до 15% парка полувагонов в аренду железнодорожной монополии, чтобы у нее было 200-250 тысяч вагонов, говорил вице-президент РЖД Салман Бабаев.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, в свою очередь в беседе с журналистами отмечал, что в соответствии с Целевой моделью рынка грузовых перевозок до 2015 года, вагоны, передаваемые РЖД в ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК, "дочка" РЖД), должны предоставляться предприятиям малого и среднего бизнеса, то есть работать как единый парк и управляться монополией. При этом он ставил под сомнение целесообразность идеи РЖД привлекать для разрешения ситуации с вывозом грузов вагоны частных операторов. По его словам, парк частных операторов можно задействовать, когда не хватает государственных вагонов, и при этом учитывать интересы независимых операторов.

К проблеме подключился даже вице-премьер Сергей Иванов. В рамках стабилизации ситуации с невывозом грузов 7 октября он подписал поручение о передаче в аренду РЖД не менее 200 тысяч полувагонов ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК, до передачи новому собственнику 75% минус две акции) и ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК). В соответствии с ним РЖД до 1 ноября должны получить в аренду полувагоны этих "дочек" и предоставлять их грузоотправителям на условиях инвентарного парка. Предполагается, что перевозки грузов будут регулироваться по государственным тарифам.

СЛОВО ОПЕРАТОРОВ

Позицию частных ж/д операторов на прошлой неделе озвучил председатель президиума Некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Сергей Мальцев. Независимые операторы, сообщил он, поддерживают решение правительства о передаче в аренду "Российским железным дорогам" полувагонов дочерних компаний для стабилизации ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок, но эта мера должна носить временный характер. По словам Мальцева, действие этих мер будет достаточным до конца 2012 года. За год, добавил он, должны выработаться меры по стабилизации ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Совет также поддержал введение для РЖД гибкого тарифного регулирования - тарифного коридора на перевозку массовых грузов в арендованных у операторов полувагонах.

Однако идея о передаче в аренду РЖД 10-15% парка частных полувагонов в Совете не нашла поддержки. Мальцев говорил, что не совсем понимает, как изменить ситуацию на сети наличием у перевозчика на 20 тысяч вагонов больше. Подобное решение, констатировал он, только снизит инвестиционную привлекательность отрасли. Мальцев напомнил, что до создания Второй грузовой компании в управлении РЖД было 140 тысяч вагонов, и не было никаких трудностей. Если сейчас 140 тысяч вагонов для стабилизации ситуации на рынке грузовых перевозок не хватает, то нужно искать проблематику не в принадлежности вагонов, а в системе управления РЖД, констатировал председатель президиума Совета.