Обвиняемый по делу Бута рассказывает присяжным, как готовилась оружейная сделка
27 октября 2011 года

Проходящий по одному делу вместе с российским предпринимателем Виктор Бутом британский гражданин Эндрю Смульян в среду перед судом присяжных давал детальные показания о том, как готовилась оружейная сделка с колумбийскими левыми радикалами, сообщает корреспондент из зала суда.

Американская прокуратура обвиняет Бута и Смульяна, арестованных в 2008 году в Таиланде, в сговоре с целью убийства американцев и официальных представителей США, попытке приобретения и продажи ракет и поддержке терроризма через сотрудничество с колумбийской группировкой "Революционные вооруженные силы Колумбии". Бут все эти обвинения отрицает, в то время как Смульян признал свою вину по всем четырем пунктам и начал сотрудничать со следствием, давая показания против россиянина.

По словам Смульяна, на которого первым вышли представители спецслужб США, выдававшие себя за колумбийских боевиков, Бут вначале не хотел участвовать в оружейной сделке, ссылаясь на то, что не имеет дела с наркоторговцами. Однако россиянин согласился, выразив симпатии к левой идеологии FARC, как следует из свидетельств и материалов дела. Его супруга Алла Бут отрицает приверженность мужа к определенной политической идеологии левого или правого толка.

Первые переговоры Смульяна и Бута "с глазу на глаз" состоялись в Москве в январе 2008 года - на дому и в офисе Бута, где обвиняемые сразу по телефону согласовали с потенциальным поставщиков 100 ракет класса "земля-воздух". Общий размер сделки должен был составить около 20 миллионов долларов.

В судебном зале звучали тайно записанные переговоры Смульяна и Бута, приводилось содержание электронных писем и sms-сообщений. В переговорах с европейским партнером, Смульян для конспирации называл Россию Bearland (медвежья страна), а своего компаньона - Bearcolleague (медведь-коллега).

Российский предприниматель, как следует из оглашенных в зале суда материалов, участвовал в обсуждении схем переброски оружия, советовал наладить мелкое производство оружия и амуниции в Колумбии, а также предлагал открыть частный банк для отмывания денег FARC. Все участники подставной операции, за исключением Смульяна, были осведомителями Департамента по борьбе с наркотиками (DEA).

Адвокат Альберт Даян во время перекрестного допроса дискредитировал личность Смульяна перед присяжными, утверждая, что его показаниям нельзя доверять, поскольку он зависим от прокуратуры и имеет темное прошлое. Смульян, уроженец Великобритании, занимался авиаперевозками, в том числе продажей вооружения, одновременно работая на военную разведку ЮАР. Семидесятилетний обвиняемый не скрывает, что пошел на сотрудничество со следствием в надежде, что ему дадут срок заключения меньше минимального по официальному обращению прокуратуры. Ему, как и Буту, грозит от 25 лет до пожизненного заключения.

Защита Виктора Бута утверждает, что российский предприниматель намеревался продать только два самолета на 5 миллионов долларов людям, которые выдавали себя за командиров FARC, и его остальная антиамериканская риторика была лишь для того, чтобы заинтересовать потенциальных клиентов. По словам Даяна, его подзащитный во время спланированной спецслужбами США операции, вообще не работал в авиа-бизнесе, уйдя на рынок недвижимости.