ГД рассмотрит законопроект о новых категориях ТС и программах обучения водителей
19 октября 2011 года
Госдума рассмотрит в среду в первом чтении законопроект, который вводит новые категории и подкатегории транспортных средств и более дифференцированные программы обучения для последующей сдачи квалификационных экзаменов, передает корреспондент .
Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы 16 сентября 2010 года и перевнесен в новой редакции 1 апреля 2011 года. В новом варианте из него были исключены положения о новой категории "М", которые должны были обязать водителей мопедов, скутеров и легких квадроциклов, объем двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров и максимальная скорость не более 50 км/ч, сдавать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения для получения прав.
Так, согласно законопроекту, категория "А" дает право на управление мотоциклами. При этом вводится подкатегория "А1" (легкие мотоциклы) с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью 11 кВт (около 15 лошадиных сил). При чем транспортными средствами категории "А" смогут управлять лица, достигшие 18 лет, а легкими мотоциклами (подкатегория "А1") - с 16 лет. Согласно действующему закону о безопасности дорожного движения, мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами, которые относятся сейчас к категории "А", разрешается управлять с 16 лет.
К категории "В" относятся легковые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны и с общим количеством пассажирских мест не более восьми; автомобили с прицепом с разрешенной массой не более 750 килограммов; автомобили с прицепом не более 750 килограммов, но не превышающей массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3,5 тонны. В подкатегорию "В1" входят трициклы и квадроциклы. Всеми этими транспортными средствами разрешается управлять с 18 лет.
Транспортные средства категории "С" (грузовые автомобили) существенно различаются по своим характеристикам (разрешенной максимальной массе, мощности двигателя и габаритным размерам) и соответственно по управляемости, тормозному пути и иным параметрам, влияющим на безопасность дорожного движения. Категория "С" - это автомобили массой более 3,5 тонн и автомобили с с прицепом массой не более 750 килограммов. К подкатегории "С1" авторы относят грузовые машины массой более 3,5 тонн, но не более 7,5 тонн и такие же автомобили с прицепом массой не более 750 килограммов. Управлять такими ТС разрешается с 18 лет.
Категория "D" также представляет собой гамму самых разнообразных автобусов по пассажировместимости, габаритным размерам, максимальной массе, влияющим на безопасность перевозок. Сейчас эта категория дает право на управление как маршрутными такси, так и большими автобусами, в том числе двухэтажными. Предлагается к категории "D" отнести транспортные средства с более чем восемью пассажирскими местами, а также автобусы с прицепом не более 750 килограммов. К подкатегории "D1" отнесены ТС, предназначенные для перевозки пассажиров с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Если сейчас управлять автобусами можно с 20 лет, то с принятием законопроекта возраст будет увеличен до 21 года.
К категориям "ВЕ", "СЕ" и "DЕ" относятся составы транспортных средств категорий "В", "С" и "D" соответственно с прицепом массой более 750 килограммов. К категории "DЕ" также относятся сочлененные автобусы. К подкатегории "С1Е" предлагается отнести автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонн с прицепом разрешенной массой более 750 килограммов и общей разрешенной массой такого состава ТС, не превышающей 12 тонн. К подкатегории "D1Е" отнесены автобусы с количеством пассажирских мест от 8 до 16 с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров с разрешенной массой более 750 килограммов и общей разрешенной массой такого состава не более 12 тонн.
Как отмечают авторы законопроекта, введение в России соответствующих подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать условия получения права на управление ими в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками.
Вводятся также новые категории "Tm" (трамваи) и "Tb" (троллейбусы). Как пояснили в аппарате комитета Госдумы по транспорту, ранее водители этих транспортных средств вообще не получали водительские удостоверения и получали право управления ими, пройдя специальный курс подготовки.
Законопроект определяет, что порядок сдачи экзаменов на получение прав и их выдача устанавливается правительством РФ.
Для каждой из этих категорий будут разрабатываться отдельные программы по обучению. В результате желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов.
Законопроект исключает ранее действовавшую норму, которая допускала самостоятельную подготовку будущих водителей, планирующих управлять транспортными средствами категорий "А" и "В".
Также документ вводит отдельную категорию прав для водителей, которые обучаются вождению и планируют сдавать экзамены на управление машиной с автоматической коробкой передач. В водительском удостоверении будет соответствующая отметка. Водители, сдавшие экзамены на ТС с "автоматом", не смогут пересесть на "механику". Такое вождение фактически будет приравниваться к управлению автомобилем без прав. Однако наказание за такой проступок в законодательстве пока не предусмотрено. Те же, кто учился ездить на "механике" и сдал соответствующий экзамен, смогут при этом управлять "автоматом"
Кроме того, законопроект запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимать на работу водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений или временного разрешения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. За подобные нарушения должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, будут наказываться штрафом в 20 тысяч рублей.
Юрлицам и индивидуальным предпринимателям также запрещается в какой бы то ни было форме принуждать или поощрять водителей к нарушению ими правил дорожного движения.
Все водительские удостоверения, выданные до вступления в силу нового закона, признаются действительными до окончания установленного в них срока.
Документ вносит поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и КоАП РФ. Законопроект подготовлен группой депутатов Госдумы с целью приведения действующих российских законов в соответствие последними изменениями Венской "Конвенции о дорожном движении" от 8 ноября 1968 года, ратифицированными Россией.