ФСТ обсуждает расчет тарифов РЖД на перевозку в вагонах ПГК и ВГК
12 октября 2011 года

Федеральная служба по тарифам в настоящее время обсуждает методику расчета цены услуги по перевозке ОАО "Российские железные дороги" грузов в вагонах, взятых в аренду у ОАО "Первая грузовая компания" и ОАО "Вторая грузовая компания"; о полном дерегулировании тарифа речь не идет, сообщил в среду журналистам глава ведомства Сергей Новиков.

Федеральная антимонопольная служба в середине сентября сообщила о возбуждении дела против РЖД и двух ее грузовых "дочек" - ПГК и ВГК. Ведомство заподозрило компании в необоснованном непредоставлении клиентам подвижного состава и завышении стоимости железнодорожных перевозок. Проблема состоит в том, что по закону РЖД обязаны по требованию принимать грузы к перевозке по гостарифам, однако почти все вагоны уже переданы ПГК и ВГК, а аренда вагонов у частных операторов возможна только по более высоким рыночным ставкам.

"Речь не идет о дерегулировании тарифа на перевозку совсем", - сказал Новиков и пояснил, что идет обсуждение методологии расчета, будут устанавливаться минимальные и максимальные значения по вагонной составляющей.

"Мы обсуждаем некую формулу, которая позволит РЖД выставлять счета с учетом той ситуации, которая сложится в операторском бизнесе", - сказал он.

Глава ФСТ затруднился назвать срок принятия окончательного решения, отметив, что это произойдет до конца года.

РЖД до 1 ноября должны получить в аренду полувагоны своих "дочек" - ПГК и ВГК и предоставлять их грузоотправителям на условиях инвентарного парка. Вице-премьер Сергей Иванов 7 октября подписал поручение о передаче в аренду РЖД не менее 200 тысяч полувагонов ПГК и ВГК. Предполагается, что перевозки грузов будут регулироваться по государственным тарифам.

Ранее министр транспорта Игорь Левитин заявлял, что подвижной состав ВГК должен предоставляться предприятиям малого и среднего бизнеса, а РЖД должны управлять этими вагонами как единым инвентарным парком на условиях регулируемых тарифов. В частности, Левитин предложил вернуться к целевой модели грузовых перевозок до 2015 года, в которой было отмечено, что вагоны, которые передаются ВГК, должны предоставляться предприятиям малого и среднего бизнеса, то есть работать как единый парк и управляться компанией РЖД.

Компания 24 сентября 2011 года направила телеграмму премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой поручить причастным ведомствам ускорить принятие нормативно-правовых актов для нормализации ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок. РЖД заявили о необходимости обязать частных операторов подвижного состава, наряду с государственными, предоставлять по требованию принадлежащие им грузовые вагоны, а также осуществить дерегулирование вагонной составляющей в тарифе на перевозку грузов в вагонах перевозчика.