Восстановление Нового Иерусалима завершится в срок - патриарх
20 сентября 2011 года
Восстановление Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря - уникальной обители Подмосковья, построенной в XVII веке как "Русская Палестина" известным реформатором церковных обрядов патриархом Никоном, - идет по плану и завершится в срок, уверен патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
"Все идет по плану, и есть уверенность, что точно по времени на высоком уровне все это будет восстановлено", - заявил патриарх во вторник в Москве на встрече с первым заместителем председателя правительства России Виктором Зубковым, возглавляющим фонд по восстановлению Новоиерусалимской обители.
Реставрацию монастыря, как сообщалось ранее, планируется завершить в 2017 году.
Предстоятель Русской православной церкви поблагодарил Зубкова "за эту миссию", подчеркнув, что "Новоиерусалимский монастырь занимает совершенно особое место в истории нашего народа, страны, культуры и, конечно, в истории Церкви".
"Кроме того, этот тот самый монастырь, который претерпел огромные разрушения, в том числе и во время войны. И восстановление этого памятника - конечно, задача не только церковная, но и государственная", - добавил патриарх.
По словам Зубкова, три года назад президент и патриарх Алексий попросили его возглавить фонд по восстановлению Новоиерусалимского монастыря, и "сейчас там ведутся большие работы". В этом году, в частности, восстанавливаются надвратная церковь и воскресная школа.
Финансирование обеспечено. "Думаю, что в те сроки, которые мы определили, Новоиерусалимский монастырь будет восстановлен", - сказал первый вице-премьер.
Патиарх отметил его заслуги перед Отечеством и Церковью и вручил Зубкову орден святого князя Даниила Московского (1-й степени) за помощь в возрождении святынь Новоиерусалимской обители.
ИСТОРИЯ НОВОИЕРУСАЛИМСКОГО МОНАСТЫРЯ
Мужской Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан на землях села Воскресенское (Сафатово) патриархом Никоном в 1656 году. По его замыслу, в духе господствовавшей тогда идеологии "Москва-Третий Рим", обитель должна была стать "Новым Иерусалимом" - городом-храмом, крупнейшим центром всего православного мира, создающим образ Святой Земли.
Топонимика монастырских территорий повторяет названия святых мест Палестины, а некоторые строения напоминают очертания иерусалимских храмов.
Российская Палестина простиралась на несколько десятков квадратных километров. В центре ее находится холм, нареченный Сионом. Среди названий монастырских башен - Вход Господень в Иерусалим, Гефсиманская. Холмы вокруг - Елеонский, Фаворский, села - Преображенское, Назарет, Капернаум. Монастырь огибает Кедронский поток, а река Истра была переименована в Иордан.
Огромный одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор, который строился с 1650-х по 1685 годы, создан по образу главной христианской святыни - храма Гроба Господня в Иерусалиме, к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь и подземная церковь святых Константина и Елены. В соборе воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и воскресения Иисуса Христа.
По одной из версий, "Новым Иерусалимом" Воскресенский монастырь впервые назвал царь Алексей Михайлович, присутствовавший в 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви обители.
Большая часть построек монастыря относится к концу 17 века. Над строительством Воскресенского собора трудились в разное время такие именитые архитекторы, как Карл Бланк, Бартоломео Растрелли, Матвей Казаков, Андрей Воронихин, Константин Тон.
Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. Перед секуляризацией церковных земель обитель владела 22 тысячами десятин земли, число принадлежавших ей крепостных крестьян мужского пола, по разным данным, составляло 14-16 тысяч человек. После манифеста от 26 февраля 1764 года у монастыря остались 30 десятин земли и два подворья в Москве, а все монастырские крестьяне были переданы в экономические.
В конце 19 века - начале 20 века монастырь стал важным центром паломничества, особенно число посещавших его богомольцев возросло с постройкой Виндавской (Рижской) железной дороги. К 1913 году в обитель ежегодно приезжали около 35 тысяч человек.
В 1919 году обитель закрыли. На ее базе начал действовать историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим". Значительную часть территории "подмосковной Палестины" занимает город Истра (до 1930 года - Воскресенск).
Наибольший ущерб монастырю был нанесен во время Великой Отечественной войны, в период оккупации германскими войсками этой территории в течение двух недель в 1941 году. Уходя, фашисты заложили две авиабомбы и несколько тонн взрывчатки в Воскресенский собор, взорвали его, колокольню, башни - все высокие постройки.
Восстановление обители началось еще во время войны, а после ее завершения реставрацией Новоиерусалимского монастыря занялся знаменитый архитектор Петр Барановский. Еще семь лет после войны, до 1952 года, продолжалось разминирование монастыря, гибли люди.
Основные восстановительные работы завершились к 1960-м годам. К Олимпиаде 1980 года монастырь был выведен на такой уровень, что в него можно было приводить группы иностранных туристов.
В последующие годы велись работы преимущественно косметического характера, не касавшиеся холма, фундамента и стен.
С середины 1990-х годов в монастыре возобновились богослужения и монашеская жизнь.
В 2002 году Международный фонд памятников внес обитель в список 100 наиболее охраняемых памятников архитектуры.
В октябре 2008 года был образован благотворительный фонд по восстановлению Новоиерусалимского монастыря.
Реставрационные работы финансируются как из бюджетных средств, так и за счет привлечения пожертвований физических лиц и бизнес-структур. В числе жертвователей - первые лица государства, чиновники, крупные предприниматели и простые верующие.