Средства бюджета нужны не для обновления авиапарка, а на социальные перевозки - Лебедев
8 сентября 2011 года
Бюджетные средства нужны российской авиационной отрасли не на обновление парка самолетов, а на поддержание социально значимых, но нерентабельных перевозок, заявил бизнесмен Александр Лебедев, владеющий рядом авиаактивов, включая крупный пакет в "Аэрофлоте".
Президент Дмитрий Медведев в четверг после авиакатастрофы под Ярославлем, в которой погибли хоккеисты "Локомотива", потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний. Он также заявил, что правительству придется принять непростое решение по обновлению отечественного авиапарка, и приоритетом здесь должны быть не интересы российского авиапрома, а безопасность пассажиров. Глава государства пообещал дать поручение по разработке соответствующей "большой программы", требующей "больших денег".
Лебедев поддерживает идею сокращения числа авиакомпаний, действующих в России. "Правильная постановка вопроса - нам 130 эксплуатантов не нужно, потому что 10-15 авиакомпаний обеспечивают 90% перевозок. Другое дело, что будет потом, после сокращения. Это (сокращение авиакомпаний - ред.) потребует преодоления большой коррупции в органах регулирования и надзора", - заявил бизнесмен.
По его мнению, крупные российские авиакомпании могут обеспечивать безопасность, новый флот и подготовку летного состава намного лучше, чем другие перевозчики.
"Но у нас такая большая страна и настолько утерян сектор перевозок, что нужно будет каким-то образом дотировать перевозки специального характера там, где сегодня "Аэрофлот", "Трансаэро" или "ЮТэйр" не летают. Потому что это нерентабельно, иначе связуемость сети совсем исчезнет в стране", - отметил Лебедев.
Отвечая на вопрос, сколько средств необходимо на реализацию новой программы обновления авиапарка РФ, он напомнил, что программа создания самолетов Ту-204СМ требовала 56 миллиардов рублей в течение шести лет.
"Я не уверен, что по западной технике крупные компании не выполнили все, что им надо, "Аэрофлот" например. Они даже больше закупили, чем им было нужно. "Трансаэро" тоже обновили весь свой флот. Нет никакой потребности в бюджетных деньгах", - заявил бизнесмен.
Что же касается возможного обнуления пошлин на ввоз всех видов иностранных самолетов, он считает это бессмысленным.
"Пошлины на импортные самолеты уже большой роли не играют. "Трансаэро" и "Аэрофлот" получают льготы по пошлинам все время, а все остальные авиакомпании либо возят то, на что пошлины были временно обнулены, либо как-то обходят эти вопросы, либо завозят старую иностранную технику", - сказал Лебедев.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВИАПРОМ
В то же время бизнесмен обратил внимание на то, что в связи с инициативами президента встает ряд социальных вопросов - наряду с обеспечением социально значимых, но нерентабельных авиаперевозок, это будущее российской авиационной промышленности.
"На мой взгляд, если сейчас будет принято решение все прекратить, кроме Sukhoi Superjet, а это региональный самолет и погоды в отрасли не делает, то довольно быстро придется решать социальные вопросы, а это сотни предприятий - и Ульяновский авиазавод, и предприятия "Ростехнологий", и Казань ("Казанское авиационное производственное объединение" - ред.), и Пермь ("Пермский моторный завод", ОАО "Авиадвигатель" - ред.), - отметил Лебедев.
Он констатировал, что программа Ил-96 "практически утрачена", программы Ан-148 и Ан-158 были очень сильно урезаны. "Остается программа серийного производства Ту-204СМ. Я участвовал в подготовке этой программы, и я летаю этими самолетами, новыми, больше всех в стране. Но если эти самолеты не будут серийно производиться, то я могу пересесть на Boeing и Airbus, это небольшая проблема", - сказал бизнесмен.
"Просто мне казалось, что эта отрасль имеет особое значение, там работает миллион человек, она тянет за собой военную авиацию, и она не была утрачена", - добавил Лебедев.