Сотовая связь в России: от первого звонка
9 сентября 2011 года

Телекоммуникационная отрасль в России отмечает юбилей: двадцать лет назад в Петербурге был совершен первый звонок с сотового телефона в России, который положил начало развитию новой отрасти. Сегодня, когда на каждого жителя России в среднем приходится по полторы сим-карты, перед рынком сотовой связи стоят уже новые задачи.

Сотовая связь в России могла появиться еще раньше, вспоминает последний министр связи СССР Геннадий Кудрявцев. "Мы вынесли этот вопрос на рассмотрение силовиков еще в 1986 году, но КГБ и Минобороны сочли, что сотовая связь может быть опасна с точки зрения государственной безопасности Советского Союза", - сказал он. Вернулись к этому вопросу только через несколько лет, когда в США и Западной Европе сотовая связь уже переживала бурный рост. Все это привело к тому, что времени на разработку собственного стандарта не осталось, и Россия была вынуждена использовать технологии Запада, притом не самые современные - в то время на Западе действовал запрет на поставку в нашу страну нового технологичного оборудования.

К внедрению сотовой связи также оказалась не готова и нормативно-правовая база. Регулирование 90-х было построено таким образом, что лицензии на оказание услуг выдавались на каждый субъект Федерации отдельно. Фактически в России существовало почти 300 лицензий мобильной связи, и рынок развивался абсолютно стихийно. "Зачастую в регионах сотовой связью занимались компании, которые вообще не имели никакого отношения к телекоммуникациям", - говорит президент "Мегафона" Сергей Солдатенков, который возглавил в 1994 году первого российского сотового оператора "Дельта Телеком". Один из основателей компании "Вымпелком" (бренд "Билайн") Дмитрий Зимин охарактеризовал отношения операторов и регулятора того времени фразой "счастливо ругались".

Двадцать лет назад никто не ждал, что сотовая связь в России станет настолько популярной. Долгое время мобильный телефон из-за высокой стоимости был доступен только бизнесменам, силовым или криминальным структурам.

С внедрением цифрового стандарта GSM начинается новый этап развития сотовой связи. "Переход к GSM был шагом, который позволил России ускорить развитие связи, причем этот переход Россия совершила быстрее других стран, - уверен старший вице-президент Ericsson по продажам и маркетингу Ян Вареби. - К тому моменту в других странах (даже в тех, что принимали активнейшее участие в разработке стандарта) его распространение только началось".

В конце 90-х в России уже продано 20 миллионов сим-карт, а рынок начинает объединяться вокруг сильных брендов. Развитие более современного стандарта привело к тому, что операторы отдали реализацию сотовых телефонов сторонним компания и тем самым заложили основу рынка мобильной розницы.

К новым реалиям необходимо было "расчистить" нормативную базу. Эту работу взял на себя новый министр связи Леонид Рейман, который, например, отменил обязательное для каждого абонента разрешение на использование мобильного телефона и консолидировал государственные региональные активы. В 2006 году в России был введен принцип "платит звонящий".

Преобразования привели к тому, что сотовая связь в стране наконец вошла в русло общемировых тенденций, и российский рынок стал одним из европейских лидеров. Бурное развитие сотовой связи связано прежде всего с тем, что фиксированная связь не могла удовлетворить потребности населения. Она всегда была дефицитным ресурсом, и решить этот вопрос можно было только за счет альтернативной услуги.

Современный рынок разделен между несколькими универсальными операторами, которые помимо сотовой связи предоставляют фиксированную связь и доступ в интернет. Пик сотовой связи уже достигнут, будущее - за универсальными операторами, считает глава Минкомсвязи Игорь Щеголев.

"Сейчас мы стоим на пороге принятия решения о том, каким путем пойдет развитие сетей связи уже четвертого поколения. Мы занимаемся вопросами, которые позволят, с одной стороны, внедрять новые технологии, а с другой - способствовать дальнейшему снижению тарифов и повышению доступности услуг для потребителей, - сказал он. - Сети "четвертого поколения", о внедрении которых сейчас идет речь, позволят предоставлять услуги голосовой связи, передачи данных, видео, а также могут использоваться для передачи данных от устройства к устройству для формирования так называемых "умных сетей" в ЖКХ, промышленности, в экономике. Перед нами стоит еще много задач, но то, как развиваются технологии, внушает оптимизм".