Роковая Гончарова: величайшее открытие или передел рынка
7 сентября 2011 года
Каталоги французских экспертов Энтони Партона и Дениз Базету о Наталье Гончаровой, в которых ряд работ, а именно несколько сотен, вызвали серьезные сомнения в их подлинности, привели к неожиданным последствиям: российские музейщики, галеристы и даже коллекционеры выступили единым фронтом, продемонстрировав готовность самого закрытого сообщества - антикварного - играть в открытую, если этого требует рынок.
Хронология история простая: сначала французы выпускают каталоги Anthony Parton Goncharova: The Art and Designof Natalia Goncharova и Denise Bazetoux Natalia Gontcharova: sonoeuvre entretradition et modernite. После чего представители Третьяковки, антиквары и коллекционеры обнаруживают в изданиях невиданные ранее работы Гончаровой - одной из самых дорогих российских художников (в 2010 году ее полотно "Испанка" 1916 года было продано за 6,4 миллиона фунтов на аукционе Christie`s).
На все вопросы и протесты российских специалистов французская сторона либо отвечает молчанием, либо однозначным ответом - работы подлинные, что сомнению не подлежит.
ШИТО-КРЫТО
При этом надо понимать: у антикваров до открытых обвинений и судебных разбирательств дело доходит в исключительных случаях, обычно истории с подделками предпочитают замалчивать. Подобная деликатность объясняется закрытостью рынка и участием в нем крупных бизнесменов или корпораций. Громкие судебные разбирательства возможны лишь тогда, когда речь идет об организованной преступной группе, которую удалось повязать с поличным, или подделка обнаруживается в музее, или речь идет об откровенном переделе рынка.
По мнению экспертов, соотношение проданных поделок в Европе и России примерно одинаково, но в Европе проще провести исследование и установить провенанс, тогда как в России в силу исторических особенностей выяснить прошлое работы сложнее, зато практически к каждой произведению прилагается экспертное заключение специалиста и технологической лаборатории.
Процент подделок, как утверждают специалисты, напрямую зависит от наличия каталогов резоне, а также специальных фондов, через которые легализуется наследие художника.
"Например, по Кандинскому, Явленскому и Сутину есть и каталоги резоне, и фонды, поэтому количество сомнительных работ проданных на аукционах с 2008 по 2011 год не велико. По тем художникам, у которых нет каталогов резоне или фондов, количество подделок существенно больше. Есть особо популярные у подельщиков художники, например, Константин Коровин, по нему количество подделок существенно выше и доходит до 80% от проданных", - рассказал директор портала Artinvestment.ru Константин Бабулин.
Согласно статистике сомнительных проданных произведений "Самых дорогих русских художников" за период с 2008 по 2011 год, представленной Artinvestment.ru, из 27 работ Казимира Малевича восемь признаны сомнительными, из 214 работ Василия Кандинского всего две вызывают подозрения, а среди 133-х произведений Алексея фон Явленского сомнительных нет, как и среди 35 работ Хаима Сутина.
"У Натальи Гончаровой, у которой нет ни каталога резоне, ни фонда, за означенный период было продано 299 работ, из них 27 сомнительных", - уточнил Бабулин.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
По мнению российских специалистов творчества Гончаровой, более 60% работ, указанных в спорных каталогах, возникли буквально ниоткуда. И, как полагает директор Третьяковской галереи, где хранится большинство работ парижского периода Гончаровой, а также ее ранние, доэмиграционные работы, Ирина Лебедева, выход этих книг может вызвать появление на арт-рынках подделок.
Но Партон и Базету использовали против коллекционеров и антикваров их же стратегию - закрытость. Смысл их ответов (публикация на InCoRM.org) сводится к следующему: если никто не видел этих работ раньше, то лишь потому, что коллекционеры люди скромные и свои собрания предпочитают не афишировать, а заключения давали люди известные и технологическая экспертиза тоже есть.
Только вот, по словам российских специалистов, экспертиз они не видали, а привезти хоть несколько работ в Третьяковку для проведения сравнительной экспертизы, никто не захотел.
С другой стороны, никто не сомневается, что ситуация в скором времени должна разрешиться: у владельцев неизвестных полотен Гончаровой уже начались проблемы. Так, выставка работ Натальи Гончаровой, открывшаяся в начале лета в скромной галерее в небольшом городе на юге Чехии Чешске Будейовице, заинтересовала полицию. Как сообщил портал Denik.cz, есть основания сомневаться в подлинности выставленных картин, но ко всем работам прилагалось экспертное заключение Энтони Партона, Дениз Базету и Жана Шовлена. Исполняющий обязанности директора галереи Петр Берковский, заявил прессе, что уверен в подлинности экспонатов.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ГОНЧАРОВА?
Тому есть несколько причин: большой корпус работ Гончаровой был создан в Париже, но открытых и тем более аукционных продаж до недавнего времени не было. К тому же, как уже отмечалось выше, у Гончаровой нет ни фонда, ни каталога резоне.
На взгляд одного из крупнейших коллекционеров русского искусства начала ХХ века финансиста Петра Авена, появление сотен новых работ Гончаровой напрямую связано "с их многомиллионной стоимостью на арт-рынке", а "занимаются производством подделок во Франции и Швейцарии вполне конкретные люди".
По сути, если Авен прав, речь идет о новом этапе борьбы за престиж, если раньше среди русского авангарда лидером по скандалам и судам был Малевич, то с появившимся "дефицитом" авангарда на рынке, пришла очередь и других представителей: Натальи Гончаровой, ее мужа Михаила Ларионова, Александры Экстер. Когда каждая из картин стоит миллионы, можно потратиться на создание каталогов, проведение выставок (что сейчас собственно и происходит), чтобы ввести работы в оборот рынка.
А что если вещи подлинные, и вся история - чудесное обретение забытого наследия? Ведь было немало случаев, когда нуждающиеся в деньгах художники оставляли в качестве платы за еду и кров целые собрания своих работ, которые со временем делали их новых владельцев богачами.
КАКИМ ЭКСПЕРТАМ ВЕРИТЬ?
На самом деле вопрос экспертизы - один из самых больных вопросов рынка российского искусства, связанный с тем, что сам рынок долгое время находился практически на нелегальном положении (из-за строгости законодательства СССР, когда каждого коллекционера могли убедительно попросить подарить собрание музею, и несовершенства постперестроечного законодательства), а эксперты были приписаны к музеям.
"Только недавно эксперты получили лицензию, их сертифицировали независимо от институтов, к которым они имеют отношение: заключение дает эксперт от себя, и неважно на бланке музея или личном", - рассказал глава аукционного дома "Совком" Юрий Тюхтин, который считает этот факт весьма позитивным.
Пристальное внимание к российской экспертизе подогревается, прежде всего, самими российскими коллекционерами, которые на каждую работу требуют бумажку.
"Когда покупатель из Европы или США приобретает работы в галерее или на аукционе, то он, как правило, доверяет продавцу и не требует экспертизы, ему достаточно провенанса. А у нас 90% покупателей хотят иметь экспертизу, и первый вопрос: "а какие бумажки на эту работу у вас имеются?", - пояснил Тюхтин. Исключение, пожалуй, по словам участников арт-рынка, составляет русский авангард, неизвестная работа без провенанса, пусть даже с самой надежной экспертизой, доверия не вызовет.
В ситуации же с Гончаровой обратная перспектива: довольно известные во Франции эксперты подтверждают подлинность работ, а российские опровергают.
Тюхтин считает, что "мнение западных экспертов по работам наших художников 19 века, Шишкину, Левитану - однозначно вторично, по сравнению с российскими экспертами. Также как мнение наших экспертов по зарубежному периоду художников русской эмиграции (той же Натали Гончаровой) может быть не главным по отношению к западным коллегам, - все зависит от того, где находится основной блок работ этого периода, кто описывал наследие после смерти художников, где материалы и эталоны с чем можно сравнивать?", - комментирует Тюхтин.
СОБАКА ЛАЕТ, КАРАВАН ИДЕТ
Пока Третьякова бомбит французское издательство гневными письмами, а российские антиквары призывают международное сообщество к правосудию, работы Гончаровой начали путь легализации: ее работы продаются на малоизвестных аукционах, проводятся выставки, в общем, идет нормальная деятельность по раскрутке художника.
Ведь по данным Art.price.com Гончарова заняла 124 место по росту цен в 2010 году, а общая сумма продаж ее работ составила 9 миллионов евро. Конечно, со стомиллионным Пикассо не сравнить, но в масштабах русского арт-рынка, который весь, как один шедевр старых мастеров, не мало.
По мнению главы "Альбион галереи" Алексея Зайцева, при легализации этих работ Гончаровой, экспертное сообщество окажется в затруднительном положении. "Придется разбирать огромное количество материала, выступать в роли "третейского судьи", участвовать в судебных разбирательствах", - пояснил он, добавив, что впоследствии это скажется и на дальнейшей атрибуции работ художницы, так как непонятно с чем и что будут сравнивать.
Эксперт по инвестициям в искусство Егор Молчанов полагает, что ситуация с поддельной Гончаровой серьезно скажется на объемах русского рынка искусства, вызвав массовое недоверие ко всему рынку русского антиквариата в целом. "Наталья Гончарова давно уже стала международной художницей, которую покупают и в России, и в Америке, и в Европе. Западным покупателям трудно разобраться во всех нюансах с разными экспертизами, поэтому недопустимо, чтобы западные эксперты выдавали заключения на работы русских художников, не имея соответствующей исследовательской базы", - уверен Молчанов.
В итоге вся эта ситуация может повлечь за собой стагнацию в области работ Гончаровой и стилистически близких ей художников. И усложнить взаимоотношения участников рынка: возникает неразбериха и напряжение, связанное с предъявлением претензий (часто многоступенчатых) между участниками сделок.
Впрочем, насколько сильно вдарит по рынку русского искусства эта история с сомнительными работами Натальи Гончаровой, во многом зависит от позиции российского антикварного и музейного сообщества.
Если российские эксперты станут скрупулезно отслеживать появление предполагаемых фальшивок на аукционах и выставках, привлекать к ним внимание, параллельно делая каталог резоне (российские коллекционеры вполне в состоянии профинансировать эту историю), то шанс стабилизировать ситуацию, правда в ущерб репутации русского искусства, есть.
В противном случае большой корпус работ русских художников (благо схема уже отработана) может оказаться под угрозой "вторжения". И пока, эта история с открытым финалом.