Рижский вокзал в Москве
24 сентября 2011 года

Исполняется 110 лет со дня открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала в Москве.

Ниже приводится справочная информация о вокзале.

Рижский вокзал - один из девяти московских железнодорожных вокзалов, он был открыт 24 сентября (11 сентября по старому стилю) 1901 года.

В конце XIX столетия рост внешнеторгового оборота России потребовал усиленного строительства новых железнодорожных линий к незамерзающим портам на Балтийском море. Так, указом от 2 марта 1897 года Николай II распорядился создать кратчайший бесперегрузочный путь из Москвы к портам Виндава (ныне Вентспилс) и Рига.

Поскольку время на постройку новой железной дороги было ограничено, ее проектирование велось по упрощенным техническим условиям, с созданием большого количества обходов естественных препятствий Клинской гряды.

В связи с проблемами, возникшими при выкупе земель у частных землевладельцев по трассе будущей дороги, укладка рельсов началась только в сентябре 1898 года, а основные работы - лишь зимой 1899 года.

Вокзальное здание для новой дороги решено было построить у площади Крестовской заставы (с 1947 года - Рижская площадь). Здание возводили каменное, частично двухэтажное. Автором проекта был петербургский архитектор Станислав Бржозовский (автор Витебского вокзала в Санкт-Петербурге), однако строительство велось под руководством архитектора Дитриха (по другим источникам - Дидерикса или Дидерихса), главного архитектора Московско-Виндавской железной дороги). По другим данным, строительством руководил академик Фома Дворжецкий-Богданович.

Наружный фасад вокзала был выполнен в псевдорусском стиле с использованием элементов, заимствованных из русского зодчества XVII века, и состоял из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала выведены в два этажа. Фасад украшают практически все элементы, встречавшиеся в русской архитектуре XVII века: разнообразной формы окна, изящные наличники, пышные кокошники, бегунки и поребрики. Особенно торжественно выглядит центральная часть с крытым крыльцом.

В отличие от других московских вокзалов его здание ориентировано не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям.

24 сентября 1901 года в Москве состоялось праздничное открытие нового вокзала, который получил название "Виндавский" - по имени портового города Виндава.

На станции между двумя мачтами была натянута зеленая муаровая лента с надписью "Московско-Виндавская железная дорога, 11 сентября 1901 года". После того как лента была перерезана, раздался свисток, и первый поезд тронулся в путь. Этот состав дошел без пассажиров до станции "Москва-П" и вернулся назад. Первый поезд до Виндавы отправился в этот же день вечером, в этом составе было 800 пассажиров, в основном коммерсанты, предприниматели и моряки. Дорога с первых дней пользовалась популярностью, изо дня в день росли пассажирские и грузовые потоки в порты Прибалтики, налаживались и крепли партнерские связи.

Вокзал обслуживал пассажиров северо-западных направлений железных дорог, построенных в 1862-1913 годах и соединивших промышленные Московский и Петербургский районы с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний. С Виндавского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки (он занимал первое место среди вокзалов на российских железных дорогах).

Вокзал был во многом технически совершенен для своего времени, располагая своей электростанцией, которая освещала помещения и платформы.

В конце 1930-х годов сложилась ситуация, при которой технические скорости пригородных поездов с паровой тягой стали сдерживать все виды железнодорожных перевозок. Электрифицированная железная дорога обладала повышенной пропускной способностью. Согласно плану третьей пятилетки, первые электрички на рижском направлении должны были появиться в 1943 году. Но помешала Великая Отечественная война. И первые электрички прошли только весной 1945 года.

Вокзал неоднократно менял свои названия: со времени постройки и до 1930-х годов он был Виндавским, затем Балтийским, Ржевским. В 1946 году вокзал стал называться Рижским.

Со временем вокзал ветшал. Из-за транспортных пробок в переустройстве нуждалась и Рижская площадь. 10 января 1995 года правительство Москвы приняло постановление "О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки".

Основной проблемой, стоявшей перед городом, было решение транспортной развязки на пересечении проспекта Мира с Рижской эстакадой и Сущевским валом. Из возможных вариантов - тоннеля и эстакады - специалисты предпочли эстакаду, учитывая сложную гидрологическую обстановку вокруг. Строительство эстакады потребовало частичного сноса грузового двора Рижского вокзала, камеры хранения и ряда других строений.

В обновленном виде вокзальная площадь стала представлять собой современное пролетное строение с многополосным движением в обе стороны и системой подземных пешеходных переходов, которые объединили здание вокзала, станцию метро, улицы города. После реконструкции облик вокзала не изменился: никаких пристроек, дополнительных этажей не появилось. Более того, по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали нарядные люстры.

Площадь современного Рижского вокзала составляет около пяти тысяч квадратных метров, здесь располагаются билетные кассы, световая информация в залах и на платформе, просторные залы ожидания, вмещающие 1,3 тысячи человек, комната матери и ребенка, гостиница и многое другое. Пропускная способность вокзального комплекса увеличилась втрое.

С Рижского вокзала отправляются пассажирские железнодорожные поезда дальнего следования до Великих Лук и Риги, а также пригородные электрички рижского направления, следующие до станций Румянцево, Павшино, Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Волоколамск, Шаховская и др.

Несколько железнодорожных путей Рижского вокзала занимает экспозиция Музея истории железнодорожной техники Московской железной дороги. С платформы этого музея по выходным дням отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге. Он состоит из паровоза времен Великой Отечественной войны (типа "Л" или ЭР") и вагонов первого и третьего классов. Состав следует до депо "Подмосковное" на станции "Красный Балтиец", где пассажиры знакомятся с механизмом работы паровоза и смотрят его разворот на автоматическом круге. Затем паровоз везет своих пассажиров обратно на Рижский вокзал. Во время следования состава пассажирам на плазменных мониторах, которыми оборудованы все вагоны, демонстрируют документальные фильмы о жизни дореволюционной Москвы, ролики, смонтированные с использованием кинохроники начала ХХ века.

Рядом с Рижским вокзалом расположен наземный павильон станции метро "Рижская" и платформа "Рижская" Октябрьской железной дороги.

В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савеловского вокзалов в начале 2000-х годов предлагалось их закрыть, а пригородные электрички перевести на другие вокзалы Москвы (также рассматривались варианты создания новых железнодорожных терминалов) и ликвидировать подъездные железнодорожные пути. Однако планы по закрытию вокзалов не были реализованы.