Пострадавшие туристы "Алма Тур-СПб" могут подать заявления в "Ренессанс Страхование"
15 сентября 2011 года

Страховая компания "Ренессанс Страхование" готова принимать заявления на выплату компенсаций от пострадавших туристов петербургской компании "Алма Тур-СПб", заявила в четверг на пресс-конференции в руководитель правового управления Ростуризма Изо Арахамия.

Около 600 российских туристов 9 сентября не смогли вылететь рейсами Bulgaria Air в Москву и Санкт-Петербург. Авиакомпания отменила рейсы из-за финансового конфликта с принимающим туроператором "Алма Тур", долг которого Bulgaria Air, по ее заявлению, составляет 3,5 миллиона евро. После многочасового ожидания в аэропортах россияне были размещены в отелях. К вечеру вторника все туристы из Москвы, кроме клиентов петербургского туроператора "Алма Тур-СПб", входящего в холдинг "Алма Тур", различными рейсами вернулись домой. Последние 135 человек вернулись в Петербург рано утром 15 сентября.

"Ответственность компании "Алма Тур-СПб" застрахована в компании "Ренессанс Страхование" на 60 миллионов рублей. Мы связались со страховщиком, они готовы принимать заявления и выплачивать возмещение убытков при наличии документов, которые подтверждают дополнительные расходы туристов по вылету из Болгарии", - сказала Арахамия.

Она добавила, что по информации компании "Алма Тур", 16 и 23 сентября из Варны и Бургаса в Санкт-Петербург должны вылететь по два самолета с туристами. На каждую дату запланирован вывоз 360 человек. 30 сентября должны вернуться 180 человек. Всего, таким образом, компания должна вернуть из Болгарии около 900 человек.

"Мы предупредили руководство компании, что если оно не гарантирует вывоз на родину тех туристов, которые еще не улетели в Болгарию, нужно расторгнуть с ними договоры и вернуть деньги. Либо разослать туристам письма, позволяющие обратиться за компенсацией к страховщику", - Арахамия.

На своем сайте компания "Алма Тур" сообщает, что рейсы в Болгарию авиакомпании Bulgaria Air 16, 23 и 30 сентября не состоятся. Туристы, купившие туры и авиабилеты в республику на эти даты, приглашаются в офис компании "для составления заявления на возврат денежных средств".

По словам главы пресс-службы Ростуризма Олега Мосеева, у Ростуризма пока нет уверенности, что находящиеся сейчас в Болгарии туристы, которые должны вылететь на рейсах Bulgaria Air, смогут вернуться без проблем.

"Заместитель министра экономики, энергетики и туризма Болгарии Иво Маринов заверил нас, что приложит все усилия, чтобы вылеты состоялись. Стопроцентной уверенности в том, что ситуация 9 сентября не повторится - нет, но надеемся, что этого не случится. Мы будем нажимать на все рычаги, но у нас тоже ограниченные возможности. Это зарубежный перевозчик, зарубежный туроператор, и нашим ведомствам сложно на них воздействовать. Тем не менее, мы будем более жестко ставить вопрос перед болгарскими властями. Болгария - популярная страна на российском рынке, и нам не хотелось бы закрывать ее для российских туристов. Тем более, что скоро зимний сезон", - сказал Мосеев.

По его словам, если российским туроператорам придется вывозить туристов за свой счет, у всех участников рынка хватает средств на вывоз за исключением "Алма Тур-СПб". У компании ICS Travel Group болгарская программа на рейсах Bulgaria Air заканчивается 14 октября, и она уже повторно оплатила все рейсы.

Представитель компании "Алма Тур-СПб" Надежда Христова заявила , что пока неизвестно, как будут возвращаться туристы из Болгарии, но они уже знают о создавшейся ситуации и сами ищут способы вернуться.

"Мы предупредили туристов, они знают из СМИ, что происходит. Некоторые сами ищут возможности купить обратные билеты, мы им в этом помогаем", - сказала она.

По словам Христовой, сама компания пока ведет переговоры с авиаперевозчиками о вывозе туристов.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе подчеркнула, что история с "Алма Тур" беспрецедентна.

"Еще не было, чтобы из-за спора двух иностранных хозяйствующих субъектов пострадали бы российские туристы. В результате многим нашим туроператорам пришлось повторно оплачивать рейсы, чтобы вывезти туристов. Это произошло бы гораздо быстрее - задержка произошла по вине болгарской стороны, которая все время утверждала, что вот-вот "Алма Тур" и Bulgaria Air договорятся, и авиакомпания выполнит свои обязательства перед туристами", - сказала она.

Ломидзе добавила, что в пятницу, когда туристы сидели в Пулково и Москве в ожидании вылета, операторы взяли на себя обеспечение их питанием. Проживание в гостинице в течение всех дней также оплачивали российские туроператоры. Болгарская сторона от этого полностью устранилась.

"Мы считаем, что этот случай показывает необходимость скорейшего введения саморегулирования на рынке. Не только россияне попали в эту неприятную ситуацию. Также пострадали туристы из Прибалтики и Финляндии. Но в этих странах у туроператоров есть компенсационный фонд, за счет средств которого решаются проблемы с потребителями. У нас законодательно создание такого фонда возможно, но только в рамках саморегулируемых организаций", - подчеркнула Ломидзе.

По ее словам, во всем мире решение проблем потребителей ложится на плечи бизнеса.

"У нас фактически происходит подмена функций. Ни в одной стране национальная туристская администрация не занимается проблемами спасения попавших в неприятности туристов. Ростуризм не должен выполнять функции МЧС, не имея ни возможностей, ни полномочий МЧС. Само МЧС в подобных случаях также нельзя подключить, так как нет угрозы жизни и здоровью туристов. Во всем мире решение проблем потребителей ложится на плечи бизнеса. Российский турбизнес готов такую ответственность нести и, кроме того, саморегулирование поможет оставить на рынке только благонадежные компании", - подчеркнула Ломидзе.