На выставке Премии Кандинского предлагают поучаствовать в выборах
16 сентября 2011 года
Одна из самых постоянных и в то же время непредсказуемых премий - Кандинского - открыла в четверг пятый сезон выставкой в столичном ЦДХ, где представлены номинанты по пяти номинациям.
Выставка, как и премия, уже пятая по счету, на ней жюри сделает выбор и сформирует шорт-лист, чтобы по итогу определить - "Проект года" (40 тысяч евро), "Молодой художник. Проект года" (10 тысяч евро) и "Медиа-арт. Проект года" (7 тысяч евро).
Как заметил основатель Премии Кандинского бизнесмен и председатель культурного фонда "Артхроника" Шалва Бреус, главное, что им удалось сохранить за пять лет основной принцип - самовыдвижение художников. На взгляд Бреуса, это дает "возможность молодым художникам попасть в орбиту, и независимость решений жюри". Но то, что Бреус называет самой сильной стороной, многие критики считают неудачей, так как один из главных упреков премии со стороны критиков и экспертов, что из года в год на нее подаются и выдвигаются примерно один и тот же ряд имен.
Этот год не стал исключением. Имена многих попавших художников на выставку зрители могли видеть в прошлых годах. Бреус, считает, что виной тому узость площадки современного искусства.
"Сколько в Москве галерей - не больше пятидесяти, а в Пекине полторы тысячи, в Лондоне больше тысячи, в Париже тоже больше тысячи. Площадка современного искусства у нас маловата, у нас даже нет масштабного музея современного искусства", - заметил он.
Открывается выставка проектом "Расщепление" классика московского "неофициального искусства" Ивана Чуйкова, представившего инсталляцию, воспроизводящую московскую квартиру, правда разделенную, где человеку предстоит перешагнуть дуализм до им после советской власти, и обрести свою идентичность.
Попытки осмыслить новую историю продолжены в серии композиционно выверенных фотографий Леонида Комиссарова (проект "Московские кинотеатры"), где, подсвеченные на манер лайт-боксов, здания 60-80-х годов предстают в окружении современного хаоса палаток, беспорядочных парковок и прочих атрибутов сумасшедшей жизни столицы. Соответствует настроению ностальгии и панорама "1-й класс" Светланы Хансеманн, представляющая пятнадцатиметровое живописное полотно ностальгических белых гольфиков и голых коленок девочек-школьниц сидящих в рядок на длинной школьной лавке. Крупные формы, в обилии представленные в экспозиции, сформировали контрапункты выставки, которая ориентирована не по номинациям, а по объектам.
Гигантскую пластилиновую скульптуру Ирины Кориной (проект "Показательный процесс"), представляющую собой разноцветный, на манер экспрессионистской живописи, гигантский кусок пластилина, зажатый в огромную сетчатую коробку, пришлось и вовсе поместить отдельно, чтобы она не подавляла другие работы. Такая же судьба постигла и гигантскую скульптуру Алексея Костромы UNO, огромный белоснежный светящийся шар из пластиковых пакетов, одиноко парящий над полом.
Отдельное пространство заняла инсталляция "Шепот" (архитекторов Игоря Чиркина и Алексея Подкидышева), представляющая собой ровные ряды десятков книг, страницы которых мерно шелестят-шепчут под вентиляторами.
А вот ромбовидные живописные пейзажи московского концептуалиста Сергея Шаблавина ("Проект перед рассветом"), занимающие все пространство одной из стен зала, вступают в диалог с инсталляцией Андрея Кузькина (несколько десятков стальных коробок, в которых заварено имущество и произведения автора), поставленные друг на друга в архитектурном беспорядке.
Но если с одной стороны выставку как бы закрывают книги, то с противоположной можно обнаружить зал с ироничной работой "Московские выборы" Юрия Альберта, претендующий на "Проект года" и предлагающий зрителю вступить в коммуникацию. Альберт в свойственной ему провокационной манере задает вопросы (из серии - неужели вы думаете, что искусство это, на что вы сейчас смотрите, или, повлияет ли на ваше отношение к русскому современному искусству тот факт, что художники не протестовали против войны в Грузии), а зрителю предлагается проголосовать "да" или "нет" белым листочком бумаги, который надо пустить в урну.
Неподалеку от Альберта работа Анастасии Рябовой про архив художников, опять же направленный на коммуникацию со зрителем. Художница давно работает над исследовательским он-лайн проектом, в котором изучает, какие работы художников хранятся у других художников, выстраивая, таким образом, взаимосвязи в современном искусстве в бесконечной схеме. Для наглядности, зрители могут изучить он-лайн версию проекта на ноутбуке.
Премия Кандинского, задавая с одной стороны интригу - кто победит на этот раз? постоянные претенденты, как Наталья Турнова, группа Recycle или все-таки впервые попавшие авторы, которых не много, но они есть, является с другой стороны все-таки выставкой, собранной из самых ярких проектов уходящего сезона.