Мобильная отрасль показала уникальную способность к саморазвитию - основатель "Вымпелкома"
9 сентября 2011 года

Российская индустрия мобильной связи за прошедшие с момента ее становления 20 лет продемонстрировала уникальную способность к саморазвитию, считает основатель и почетный президент компании "Вымпелком" (бренд "Билайн") Дмитрий Зимин.

"На мой взгляд, в плане регуляторики произошли значительные подвижки, да и отрасль продемонстрировала уникальную способность к саморазвитию", - сказал Зимин корреспонденту в интервью, приуроченном к двадцатилетнему юбилею сотовой связи в России, отмечаемому 9 сентября.

"К счастью, не дошла до сегодняшних дней практика, когда каждая компания была привязана к одному определенному стандарту связи", - говорит Зимин. Именно этот порядок, действовавший на заре становления мобильной связи в России, и определил сложный путь "Вымпелкома" к ныне используемому оператором мировому стандарту сотовой связи GSM.

Изначально компания Зимина выбрала для своей сотовой сети "американский" стандарт AMPS в 1992 году - еще до образования самого "Вымпелкома". Причиной стала та же самая нехватка частот, что жестко ограничивает операторский бизнес сегодня, а также действовавшее правило "одна технология - одна компания".

"По сути, рынок был уже поделен. Единственной возможностью для нас, новичков, войти в сотовый бизнес, было использование какого-то стандарта, который в России еще никто не применял. Так мы пришли к необходимости "пробивания" разрешения на использование американского стандарта AMPS в диапазоне 800 МГц, для которого удалось найти небольшой участок спектра", - говорит Зимин.

Хотя получение соответствующего разрешения заняло весь 1992 год, в итоге AMPS был оформлен как региональный стандарт. "Это означало, что нам не нужно получать федеральные номера, они у нас были прямые. И это было огромное конкурентное преимущество. В те времена, чтобы получить нормальное соединение с "8", можно было палец открутить", - вспоминает Зимин.

Заодно выяснилось, что аппаратура AMPS была дешевле, чем оборудование других стандартов, а из "экзотичности" технологии оператору даже удалось извлечь практическую выгоду. "Когда оказалось, что мы единственный в России и Европе оператор, работающий в этом стандарте, к нам валом пошли поставщики оборудования со всего мира".

Однако по мере того как доминирование GSM в мире становилось очевидным, компании пришлось задуматься о переходе на более прогрессивный стандарт. Реальных альтернатив развитию в России стандарта GSM не было, уверен Зимин.

"В 1994 году из прессы мы узнали, что в Европе разрабатывается новая спецификация связи - DCS 1800 (или GSM 1800 - ред). В России толком об этом еще никто не знал. Мы решили использовать этот шанс, и обратились в Минобороны, которое после долгих раздумий направило письмо в Минсвязь, что готово передать полосу в 20 МГц на мирные цели, - говорит Зимин. - В феврале 1995 года нам удалось получить лицензию на этот стандарт, тогда еще на КБ "Импульс". В итоге мы выходили на Нью-Йоркскую фондовую биржу как компания, развивающая два сотовых стандарта на одной территории".

Успевший поработать с тремя министрами связи, Зимин далек от идеализации отношений государства и операторов. Например, по его словам, во времена становления индустрии чиновники не совмещали работу в госорганах и участие в бизнесе, что в будущем стало приводить к конфликтам интересов между работой в госорганах и участием в бизнесе.

С другой стороны, основатель "Вымпелкома" отмечает, что регулятивные нормы претерпели значительное развитие, равно как и люди, обеспечивающие их выполнение.

"Помню, как к нам приходили с налоговыми проверками и запрашивали, на каком складе мы храним полученную номерную емкость, каков срок ее амортизации. Конечно, ведь номерная емкость была капиталовложением, и как каждое капиталовложение должно было амортизироваться", - вспоминает Зимин.

Еще одной "странностью" тех лет была практика, обязывающая владельца получать разрешение на каждый телефон, который рассматривался законом как радиостанция. Однако в конечном итоге отрасль благополучно пережила эти "детские проблемы", а сотовый телефон стал неотъемлемой частью жизни большинства людей.

"Все произошло так, как и должно было произойти", - заключает Зимин.