Госдума приняла в I чтении законопроект о развитии ЗАТО
6 сентября 2011 года
Госдума приняла в первом чтении законопроект, повышающий статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и обязывающий федеральные власти разрабатывать целевые программы развития ЗАТО, где снижается объем работ в связи с сокращением ядерных вооружений.
В настоящее время в России функционируют 43 ЗАТО с общей численностью населения около 1,5 миллиона человек. Они формировались в местах размещения военных объектов стратегического значения вооруженных сил страны, а также вновь создаваемых организаций, занимающихся разработкой, испытанием, изготовлением, хранением и утилизацией оружия массового поражения, в том числе ядерного.
Как отметил на пленарном заседании во вторник зампред комитета по строительству и земельным отношениям Юрий Свердлов, несмотря на особую значимость ЗАТО, они фактически приравнены к обычным муниципальным образованиям. В этой связи законопроектом, в частности, предлагается прописать, что ЗАТО создается именно "для обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций", занимающихся разработкой вооружений. В действующей статье установлено, что подобные организации просто находятся на территории города.
Также предлагается наделить организации, "по роду деятельности которых создано ЗАТО", статусом градообразующих. Как отметил Свердлов, это "даст возможность использования тех льгот и преимуществ, которые установлены для градообразующих организаций".
Законопроект, в частности, предусматривает, что федеральные органы будут заниматься обоснованием и подготовкой предложений по созданию целевых программ развития тех городов, где снижается объем работ в связи с сокращением ядерных вооружений. Они будут финансироваться за счет федерального бюджета.
Помимо этого предлагается установить, что особый режим безопасного функционирования организаций в ЗАТО предполагает "введение специальных мер защиты от угрозы террористических актов, предотвращения техногенных катастроф, противопожарной безопасности и охраны общественного порядка". Правительству РФ также предлагается поручить составление перечня организаций и объектов, которые не подлежат "ограничению или временному прекращению снабжения энергоресурсами".
Как пояснил глава профильного думского комитета Мартин Шаккум, документ приводит закон "О закрытом административно-территориальном образовании" от 1992 года в соответствие с нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса и других позднее принятых актов законодательства.
Комментируя законопроект, глава комитета по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров отметил, что созданные еще в начале 90-х годов как центры концентрации научно-технических объектов, идей и разработок закрытые административно-территориальные образования сейчас становятся, по сути, "опорными пунктами" инновационного прорыва российской экономики, важнейшими инструментами реализации Стратегии-2020.
"Фактически это будущее инновационной экономики. В этих территориальных образованиях должен сформироваться прикладной научный бизнес, который и является главным отличием экономики инновационного типа. В этом плане объекты должны получить второе дыхание в структуре российской экономики, став бизнесом, получив финансовые потоки на рынке интеллектуальной собственности", - сказал Федоров журналистам.
Он подчеркнул, что уникальными преимуществами ЗАТО являются наличие мощной научной и технической базы, включая высококвалифицированные кадры.
Федоров добавил, что сложившаяся сегодня ситуация в области правового регулирования функционирования ЗАТО "приводит к все большей утрате фактического статуса ЗАТО как особых территориальных образований федерального значения и установлению большой зависимости финансово-экономического положения ЗАТО от органов власти субъектов РФ".
"Поэтому мы считаем необходимым внести изменения в законодательство о ЗАТО, чтобы данные территориальные образования смогли эффективно выполнять возложенные на них государственные задачи, особенно в условиях перехода к инновационной экономике", - сказал депутат.