Главбух компании, обманом получившей 160 млн руб кредитов, осуждена на шесть лет в Москве
22 сентября 2011 года
Мещанский суд Москвы в четверг приговорил к шести годам лишения свободы главного бухгалтера ООО "Брукс", признанную причастной к мошенническому хищению более 160,3 миллиона рублей у девяти столичных банков при оформлении кредитов под залог недвижимости, сообщил следователь по особо важным делам второго отдела следственной части главного следственного управления ГУМВД РФ по Москве Александр Попов.
Это уже второй приговор по делу о крупном мошенничестве, связянном с этой компанией. В мае 2011 года тот же суд приговорил к семи годам колонии гендиректора ООО "Брукс", проходившего по делу в качестве соучастника преступления.
Как следует из материалов дела, гендиректор ООО "Брукс" Алексей Мельник и главный бухгалтер этой же фирмы Юлия Буравлева разработали схему хищения денег у таких московских банков, как ЗАО "АКБ "Абсолют Банк", ОАО "Альфа-Банк", ОАО "Номос-Банк", "ОАО "Промсвязь-Банк" и других.
"Злоумышленники оформляли многомиллионные кредиты на два своих предприятия - ОАО "Завод "Вторцветмет" и ООО "Торговый дом "Вторресурсы", занимающиеся переплавкой алюминия, а залогодателем в этой авантюре выступала компания ООО "Брукс", - пояснил Попов, отметив, что таким образом с 25 июня 2007 года по 22 апреля 2008 года они получили кредиты на сумму порядка 160,3 миллиона рублей.
Следствие установило, что Мельник и Буравлева всегда представляли в банки одни и те же документы на недвижимое имущество, под залог которого и брались кредиты.
"Банки охотно выдавали деньги серьезного вида бизнесмену пятидесяти лет (Мельнику), поскольку в качестве залога он предоставлял свой действующий цех стоимостью около 40-50 миллионов рублей, а именно, часть туннельной печи, общей площадью более 2 тысяч квадратных метров, расположенную в подмосковных Электроуглях... Цех, располагающийся в Ногинском районе Московской области, как раз мог покрыть возможный риск невозврата кредита и неуплаты процентов. В качестве залога также выступали также права аренды земельного участка площадью порядка 5 тысяч квадратных метров, на котором находится печь", - пояснил следователь.
По данным следствия, Мельник и Буравлева умалчивали в банках о том, что ранее уже получали кредит под залог тех же самых объектов недвижимости.
"Для получения кредитов они изготавливали поддельные копии бухгалтерских балансов и других документов, необходимых для положительного решения по выдаче кредита. При этом Мельнику удавалось убедить сотрудников банков в том, что он сам оформит регистрацию залога имущества в управлении Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Московской области. Через несколько дней он появлялся в банке с договором залога и отметками УФРС - круглой гербовой печатью, штампом, номером регистрации", - сказал Попов.
Правда, два банка все же проявили бдительность, направив своих сотрудников лично сдавать в Ногинский отдел УФРС документы на регистрацию залога.
"Но и тут Мельник выкрутился, тонко сыграв на очередях в окошко по приему документов, сделав вид, что он очень торопится, а производство без него вообще встанет. Он забирал весь пакет документов у представителя банка под предлогом наличия у него связей с руководством отдела, заходил за угол, якобы, для передачи их в нужные руки", - отметил собеседник агентства. По его словам, через несколько минут предприниматель объявлял сотруднику банка, что отдал бумаги на регистрацию и через пару дней подвезет готовый пакет документов.
Следствие установило, что предприниматели с помощью компьютерной техники изготавливали на договорах поддельные отметки о госрегистрации залога (ипотеки), а также подпись регистратора, работавшего в Ногинском отделе УФРС заместителем начальника и осужденного в 2009 году по делу о получении взятки за ускорение процедуры регистрации.
"Кредитной истории у Мельника не было, поскольку без согласия заемщика банки не вправе сообщать информацию другим организациям о взятых их клиентом кредитах. Набрав кредиты в различных банках под один залог, Мельник поначалу исправно выплачивал проценты. Однако в августе 2008 года перестал платить, объясняя заемщикам: то проверки зачистили, то цена на готовую продукцию упала, то кризис начался" - добавил Попов.
Банкиры обратились в арбитражные суды, где и выяснилось, что они выдавали кредиты по поддельным документам. В феврале 2009 года по данному факту ГСУ возбудило уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере), санкция которой предусматривает до десяти лет лишения свободы.
В июле 2010 года дело Мельника было направлено в Мещанский суд, который в декабре признал его виновным по всем пунктам обвинения и приговорил к восьми годам колонии. Однако осужденный обжаловал решение суда его, и в мае 2011 года Мосгорсуд на год смягчил ему наказание.
В августе этого года в тот же суд было передано дело в отношении Буравлевой. Оно было рассмотрено в особом порядке, без исследования доказательств, поскольку подсудимая в суде признала свою вину. Суд полностью согласился с доводами следствия и назначил ей наказание в виде шести лет лишения свободы.
Сразу после оглашения приговора Буравлеву взяли под стражу. Во время предварительного следствия она находилась на подписке о невыезде.
Адвокат осужденной Марк Брунов сообщил , что будет обжаловать приговор. "Я предполагал, что суд может приговорить мою доверительницу к реальному сроку заключения. Я буду подавать кассацию в вышестоящую инстанцию на уменьшение срока наказания", - сказал защитник осужденной.
Представитель следствия в свою очередь уточнил, что на этом расследование крупного мошенничества не завершено. По его словам, дело в отношении неустановленных соучастников преступления было выделено в отдельное производство.