Авторы "Стратегии-2020" предлагают расширить конкуренцию на рынке электроэнергии
19 сентября 2011 года
Разработчики "Стратегии-2020" предлагают расширить конкуренцию на рынке электроэнергии и изменить принцип работы гарантирующих поставщиков, свидетельстуют материалы экспертной группы по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению "Реформа естественных монополий".
На розничном энергорынке предлагается открыть широкомасштабную конкуренцию - перевести закупку электроэнергии гарантирующими поставщиками на организованные торги и установить право розничных потребителей уходить от гарантирующих поставщиков на обслуживание к конкурентным энергосбытовым компаниям. Для этого потребитель должен иметь почасовой учет потребления и у него не должно быть задолженности перед гарантирующим поставщиком, отмечают авторы документа.
Одновременно предлагается изменить принцип работы и регулирования деятельности гарантирующих поставщиков. Их основной задачей должно стать, "простейшее транслирование результатов закупки электроэнергии у поставщиков потребителям, организация эффективного биллинга и сбора платежей, при долгосрочном регулировании необходимой валовой выручки и соблюдении требований по надежности и качеству оказываемых услуг".
Кроме того, предлагается разработать и внедрить механизмы снижения или предотвращения неплатежей по всей цепочке формирования поставки и стоимости электроэнергии для потребителей.
Основным способом торговли электроэнергией и мощностью и на оптовом, и на розничном рынке, согласно предложениям, должны стать двусторонние договоры между поставщиками и покупателями, заключаемые преимущественно на срок один год и более.
На оптовом рынке предлагается убрать финансирование инвестиций АЭС и ГЭС из тарифа и приравнять их к ТЭС, довести до конца либерализацию оптового рынка.
В инвестиционную программу помимо проектов, связанных с обеспечением надежности и качества, достижением энергоэффективности, по мнению экспертов, можно включать только объекты в пределах "органического" роста спроса. Любые дополнительные объекты должны включаться в инвестпрограмму лишь при наличии конкретного заказчика.
Среди предложенных мер - либерализация цен на тепло для всех юридических лиц и создание программы инвестирования в теплосети по принципу "Фонда ЖКХ" (соинвестирование со стороны государства) или льготных инфраструктурных облигаций. Без этого ресурсов в тарифах на инвестиции в теплосети не хватит без значительного роста тарифов, уверены разработчики "Стратегии 2020".
По мнению разработчиков стратегии, основная неэффективность кроется в инфраструктурных составляющих - тепло- и электросетях.
"С одной стороны, там нужны масштабные инвестиции, с другой, там сначала необходимо выстроить систему мотивации, эффективную систему планирования, позволяющую принимать решения по оптимальному набору объектов инвестиционных программ без снижения надежности и качества услуг, а также систему эффективного расходования средств", - говорится в докладе.
В поставке населению тепла и электроэнергии предлагается ввести социальную норму потребления и дотировать из бюджета только потребление в ее пределах.
Кроме того, в документе содержится предложение создать единый орган, который будет отвечать за развитие отрасли целиком. "Отрасли необходимо целостное регулирование, а не разделение ответственности по принципу: один за конкуренцию, другой - за уровень цен и тарифов, третий - за надежность. При таком построении никто не отвечает за ее развитие", - говорится в документе.
Для защиты интересов потребителей предлагается создать на оптовом рынке дополнительную палату в Совете рынка, которая будет состоять из представителей таких квалифицированных покупателей.
Оценивая ситуацию в отрасли, эксперты указали на успешное завершение ее структурного построения: сформировались как генерирующие, так и сетевые и сбытовые компании, в отрасль пришли значительные инвестиции, проведена реформа формирования сетевого тарифа.
Большинство компаний холдинга МРСК перешли на метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала - RAB-регулирование. В данном методе в тарифе на передачу электроэнергии учитываются не только фактические затраты, но и суммы, гарантирующие возврат инвестиций в сети и определённый доход инвестора. Тариф при этом устанавливается на несколько лет. Однако этот метод, по мнению экспертов, также требует "доведения до ума": действующая модель привела к тому, что цена выросла в основном на низком напряжении, то есть для малого и среднего бизнеса.
Эксперты рабочей группы отмечают, что предложенные изменения на оптовом и розничном рынках должны быть реализованы одновременно, иначе "возможны перекосы и даже осложнения в ситуации". В частности, изменения на оптовом рынке электроэнергии должны сопровождаться изменениями в рынке тепла - в противном случае наиболее эффективная когенерация становится неконкурентоспособной.
Кроме того, по мнению авторов, необходимо обеспечить реальную конкуренцию в розничном рынке: сбытовые компании должны получить возможность ведения рыночного бизнеса, при этом регулирование деятельности гарантирующих поставщиков должно обеспечивать покрытие их издержек и необходимую рентабельность.