Снижение рейтинга США обнажило ряд парадоксов - аналитики
15 августа 2011 года

Беспрецедентное в истории снижение суверенного рейтинга США одним из трех ключевых международных рейтинговых агентств Standart&Poor's встряхнуло рынки, ударило по престижу США, но также выявило и парадоксы.

В то время как аналитики единодушно утверждали, что снижение рейтинга должно увеличить расходы правительства США на обслуживание долга, первая неделя продемонстрировала обратный эффект - стоимость заимствования для США упала.

Так, за минувшую неделю кредитная ставка по среднесрочным бондам, проданным на общую сумму 72 миллиарда долларов, оказалась беспрецедентно низкой. По данным агентства Bloomberg, "американские налогоплательщики сберегли 647 миллионов долларов на кредитной ставке".

Аналитики американского банка JPMorgan Chase полагали, что затраты правительства США на обслуживание государственного долга увеличатся примерно на 100 миллиардов долларов в год.

По официальным данным Минфина США, на выплату процентов по всем видам долговых обязательств при прежнем наивысшем кредитном рейтинге обходилось бюджету в 2010 финансовом году в 414 миллиардов долларов или 2,7% к валовому внутреннему продукту. Соответственно после понижения рейтинга нагрузка на бюджет вырастет примерно на четверть, полагали аналитики по горячим следам известия из S&P.

Однако спрос на американские бонды был довольно устойчивым на европейских площадках, в большей мере обеспокоенных проблемами еврозоны. А масштаб падения на Уолл-стрит оказался меньшим, чем в Европе и Азии.

КРУГОМ ОДНИ ПАРАДОКСЫ

Еще один парадокс - многие штаты и муниципальные заемщики США имеют по-прежнему наивысший в мире рейтинг доверия вне всякой зависимости от национальной градации S&P. Аналитик ожидали, что AA+ может стать "национальным потолком", однако S&P сослалось на "фискальную автономию, политическую независимость и в целом стабильную кредиторскую культуру штатов и местных правительств США". "Когда Америка чихнет, заболевает весь мир", - отозвался один из аналитиков на Филиппинах.

И еще один парадокс: рядовые американцы довольно отстраненно относятся к снижению суверенного рейтинга, полагая, что это никак не затронет их личного благосостояния.

"Наша семья никогда не брала кредитов, и по-человечески мне трудно представить этот огромный долг в государственном бюджете. Но я считаю, что снижение кредитного рейтинга никак не повлияет на наш семейный бюджет", - поделилась своим мнением жительница Нью-Йорка, школьный учитель.

Примерно такой же была реакция явно состоятельного американца, ответившего вопросом на вопрос: "А что, это изменит цвет моей платиновой кредитной карточки?" Такие карты выдаются гражданам с самым высоким годовым доходом, которые получают льготные ставки по кредитам.

ТЕПЕРЬ США ОЦЕНЯТ S&P

Американские регуляторы между тем приступили к расследованию механизма снижения рейтинга США, а также возможной утечки инсайдерской информации. Источники на Уолл-стрит говорят, что слухи начали циркулировать на бирже с утра, в то время как решение S&P было объявлено вечером в пятницу 5 августа после закрытия рынков США. Тем не менее пятница была отмечена резким сбросом правительственных ценных бумаг.

Экономисты выдвинули философский вопрос: каким образом решение одной-единственной компании может только на эмоциональной волне пустить мировые рынки в штопор точно так же, как объявление войны или стихийное бедствие?

"Это маленькая фирма - общий оборот S&P в 2009 году составлял 2,9 миллиарда долларов (2,6 миллиарда долларов в 2010 году). Документ о понижении рейтинга составлен всего на восьми страницах и удостоверен тремя именами. Документ в основном представляет собой оценку политического процесса в США... Там практически нет глубокого экономического анализа, объясняющего решение", - недоумевает декан канадской школы бизнеса Haskayne School of Business, в прошлом профессор знаменитой London Business School Леонард Вейверман.

Финансовый еженедельник Barron's не видит логики в решении S&P, которое сыграло деструктивную роль для всех без исключения финансовых рынков мира: рейтинг был понижен не в тот момент, когда США подошли к непомерно высокому уровню долговой зависимости, а когда начали обсуждать механизм его снижения.

Американский Минфин еще до объявления решения о снижении рейтинга нашел в расчетах рейтингового агентства ошибку размером в 2 триллиона долларов, что не способствовало повышению доверия рейтингового агентства. Компания, которая представляет себя надежным навигатором для инвесторов, в свое время "просмотрела" банкротство Enron, Fannie Mae и Fraddie Mac, как и в целом ипотечный пузырь на американском рынке, который вверг мир в кризис в 2008 году.

"Трудно себе представить кого-либо менее квалифицированного в своих оценках Америки, чем рейтинговые агентства", - написал нобелевский лауреат в области экономики Пол Кругман.

Рейтинговое агентство категорически отвергает возможную утечку информации из стен его ведомства или умышленное манипулирование рынками. "S&P крайне серьезно относится к вопросам конфиденциальной информации и политике продажи ценных бумаг. Наша политика запрещает аналитикам или членам рейтинговой комиссии заключать сделки или держать ценные бумаги или опционы компаний или правительств, которые они оценивают", - говорится в заявлении S&P.